Адарга

Испания, мавры.

От испано-арабского термина «ад-дарка» (الدرقة), эволюция арабского слова «щит»: «ад-дарака» (الدرقة).

Щит из крепкой кожи, овальный, в форме сердца или двух обрезанных овалов.

Изготавливался из двух или трех слоев кожи, склеенных и сшитых без какой-либо деревянной рамы или конструкции. Для изготовления использовалась коровья шкура, а также кожа онагра или очень ценная кожа антилопы.

Носился на плече через правое плечо и держался за два ремня, размещенных под хват одной рукой, вместо того, чтобы просунуть руку под них. К 14 в. крепление ремней изменили на такое же, как и на обычных и более тяжелых щитах. 

Первоначальная форма была округлой, затем она эволюционировала в форму сердца, а потом в двустворчатую форму. Для 13 в. характерна форма сердца, как у тех, что изображены на Кантигах. Солер дель Кампо (1993) указывает, что некоторые из этих адарг имеют небольшое углубление в нижнем конце, которое, по-видимому, предвосхищает двустворчатую адаргу. Адарги, изображенные в «Великом завоевании за морем» (1291-1295), повествующем о Первом крестовом походе уже имеют форму сердца.

В 14 в. форма щита становится полностью двустворчатой, пока не станет почти эллиптической, как у адарги, изображенной на фресках Зала королей Альгамбры и на других изображениях, связанных с войной в Гранаде.

Изначально использовался испанскими маврами, и к 14 в. использовалась и испанцами. Применение его испанцами подтверждается указом Сарагосы от 1409 года, в котором запрещалось проносить в город оборонительное оружие, в том числе и адарги.

С окончанием войны в Гранаде и более частым использованием огнестрельного оружия и артиллерии, защита, обеспечиваемая адаргой, больше не была достаточной, но испанцы продолжали его использовать вплоть до эпохи Конкисты.

Как это принято в исламском искусстве, украшение адарги было в основном на внутренней стороне для удовольствия ее владельца и обычно состояло из богатых и сложных растительных и эпиграфических мотивов, как в очень немногих сохранившихся образцах периода Насрида, таких как адарга Мадридской Армерии и в Венском художественно-историческом музее.

Большинство изображений показывают только внешнюю сторону щита, почти всегда простую (кожа в цветах от белого до коричневого или красного) и с единственным орнаментом из двух-четырех металлических выступов с прикрепленными декоративными кистями, которые также покрывали концы ремней.

Но, иногда, можно найти изображения адарги, украшенной символами или фигуративными мотивами. В настенных росписях замка Альканьис, принадлежавшего Военному ордену Калатравы, датируемых второй четвертью 13-го века, можно найти изображение битвы между рыцарями Калатравы и мусульманскими воинами, вооруженными адаргами. Некоторые из этих адарг имеют символы, которые кажутся согласованными с исламской иконографией, такие как символы, напоминающие слово “Аллах” арабскими буквами, Печать Соломона (восьмиконечная звезда) или рука, которая напоминает Хамсу или Руку Фатимы, талисманный символ защиты.

Большинство изображений адарг можно найти в произведениях религиозного характера, таких как сцены Распятия и Воскресения Христа, где солдаты, охраняющие крест или спящие у гроба Христа, держат адарги. Эти щиты следует воспринимать не как верные изображения, а как способ совершенно ясно показать, что они не христиане, и символы, нарисованные на них, являются способом обозначения тех, кто носит их, как «врагов веры» или «врагов Бога».

У историков существует мнение, что адарга могла трансформироваться в тарч и дала название европейским щитам тарже.

Категории: , Метки: , , ,

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.