Диверсификация поставок.

02308538Отечественные СМИ очень редко озвучивают вопросы диверсификации поставки отечественных ресурсов. На моей памяти, информация о трубопроводе «Сила Сибири» стала если не третьей новостью о такой диверсификации, то уж точно не более чем в первом десятке новостей об этом. Но иногда новости об этом все-таки просачиваются, хотя особых акцентов на них практически не ставят. А ведь за последние десять лет в этом плане очень многое стало меняться.

Первым звоночком о необходимости изменения логистики поставки ресурсов стал небезызвестный конфликт 2008 года Украины и России по факту воровства газа, поставляемого «Газпромом» в Европу. Тогда дошло до того, что эти поставки на некоторое время даже приостанавливали. Результатом того конфликта стал проект «Газпрома», известный сейчас как «Северный поток». Но «Нордстрим» стал перекрывать лишь часть поставок, идущих Германию и через нее дальше.

Для того, чтоб наладить снабжение Юго-Восточной и Южной Европы в обход нестабильной Украины был запущен проект строительства нового трубопровода «Южный поток». Но сейчас он несколько застрял в своей реализации. Причиной тому стало нездоровое к нему отношение со стороны Евросоюза, который почему-то боится диверсификации поставок газа через независимые друг от друга трубопроводы. Или им просто очень хочется взять его под свое собственное управление. И хотя для России эта ситуация не является критической, страны Евросоюза сами загоняют себя в очень трудное положение, поскольку грядет зима 2014-2015 годов, а на Украине сейчас очень не стабильная политическая ситуация, которая может вылиться в очередное приостановление поставок газа через ее территорию. А это значит, что Болгария, Румыния, Венгрия, Словакия, Сербия могут зимой замерзнуть.

Но это газ, а есть и другие виды ресурсов и услуг. В частности, услуги портов по транзиту грузов. В течение долгого времени для этих целей использовались прибалтийские и украинские порты. После небольшого конфликта с прибалтами, вылившимся в небольшую торговую войнушку, в результате которой вводились ограничения на поставку некоторых видов прибалтийских продуктов и поставщики нефти и топлива резко ограничивали вывоз своей продукции через прибалтийские порты, было принято решение о развитии двух отечественных портов на Балтике: в Усть-Луге и Приморске. А немного погодя еще и начали расширять и увеличивать грузопотоки через Новороссийск.

Сейчас я не могу сказать, на сколько эти решения повлиял на экономическое развитие страны, просто не отслеживал их. Меня больше зацепила новость, которая, судя по всему, останется не замеченной: на уровне федерального правительства прошло совещание с экспортерами нефти и нефтепродуктов о перенаправлении потоков экспортного топлива с прибалтийских портов (Вентспилс и Рига) на отечественные Приморск и Усть-Лугу. И экспортеры с этим согласились при условии снижения тарифов на их перевозку, обработку и экспорт. При этом, судя по контексту новости, правительство согласилось с этими предложениями. Таким образом, еще один вид товара будет идти к получателям без использования посредников и деньги, которые раньше платили за их услуги (а это цена за движение не меньше 20 млн. тонн нефтепродуктов в год), будут оставаться в стране. Сразу на экономике это не отразится, но эффект будет однозначным в течение ближайших 5-10 лет.

Теперь хотелось бы верить, что это не последний пример совместных действий властей и коммерсантов, связанных с улучшением системы поставок экспортных товаров и направленных на улучшение экономической ситуации в стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Составьте правильно выражение * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.