Курпису

Месопотамия

Gur-si-pu, kur-bi-si, kur-bi-su (Мари), gur-z[i-i]p, gur-si-ip, kur-bi-ši (Телль эль-Амерна), gur-bi-zu, gur-bi-iz, k[u-u]r-bi-zi, gu-ur-bi-iz-zu, gur-bi-zi, gur-bi-is, gurpisu (Нуза), gurpišu (богазкёйский хурритский), kurpiši, gurpiši (хеттский), ассиро-вавилонские тексты: gur-pis-si (Телль-Халаф), gur-pi-si (анналы ассирийских царей), gur-sip-pi (вавилонские тексты)
Стоячий воротник из двух слоев кожи, подбитых конским волосом, усиленных нашитыми пластинами или готовым ламеллярным набором. Защищал шею, затылок, плечи и верхнюю часть груди.
Количество пластин постоянное – 190 – 200 штук.
Тем же самым термином обозначается аналогичная защита шеи, плеч и передней части груди лошади. При этом вес лошадиного курпису составлял от 6 до 20 кг. (тексты из Нузы).
Древнейшее упоминание встречается в документах из Мари (северо-западная Месопотамия, рядом с Сирией) XIX – XVIII вв. до н.э., однако, в качестве части защитного доспеха в данном регионе он не известен.
Древнейшие же остатки и изображения, характеризующие сам объект, связаны с палестино-сирийским регионом XVIII – XV вв. до н.э. Согласно изображений XVIII вв. до н.э. в Мари из дворца его правителя Зимри-Лима  представляет из себя  широкий, туго охватывающий горло нашейник из плотного, толстого, мягкого материала, идентифицируемого по цвету росписи как войлок или ткань. Предположительно, он пришивался или привязывался верхним краем к низу бармицы шлема.
Развитие курпису прослеживается с момента его появления в XIX – XVIII вв. до н.э. в северо-западной Месопотамии, совершенствования на юге Восточного Средиземноморья в XVII — XVI вв. до н.э., откуда  он распространяется в XVI — XV вв. до н.э. в Египет, Эгеиду, Месопотамию, и Элам, где с ним в первой четверти I тысячелетия до н.э. знакомятся персы, от которых в кон. V – первой пол. IV в. до н.э. познакомились саки, а незадолго до этого он со Среднего Востока в V в. до н.э. попал в Китай.
Ассирологи полагают, что сам термин – хурритского происхождения (Salonen A. Hippologica Accadica. Helsinki. 1956), иранисты (Г.В. Бэйли, В Хеннинг) связывают его с иранской языковой средой. Существует также теория происхождения термина с территории современного Китая, основанная на теории сино-кавказского языкового единства, объединяющего хурритские и сино-тибетские языки. При этом, на территории Китая подобного типа воротник фиксируется лишь с V в. до н.э.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.