Migue Ibáñez Artica. Африканская валюта до и во время колонизации (XI-XX вв.).

Мигель Ибанез Артика

Автор статьи: Мигель Ибанез Артика — испанский историк и археолог, специалист по денежным знакам, в том числе африканским.

Опубликовано в 2002 году в журнале Crónica Numisática 13 (№142): 42-46.

Перевод машинный, в связи с чем возможны ошибки. Оригинал статьи расположен тут.

Статья публикуется с разрешения автора.

Введение.

В отличие от региона африканского Средиземноморья, где уже со времен греков, финикийцев и римлян хранились чеканные металлические деньги, в странах Африки к югу от Сахары традиционный счётчик был введен в относительно новое время, продвинутый и одобренный европейскими колониальными властями. Однако с очень древних времен разнообразные и разнообразные элементы (соль, ткань и ткань, раковины, оружие и металлическая утварь …) имели — иногда до самого недавнего времени — в более или менее обширных географических областях, как правило, «Монеталь».

В последние годы мы стали свидетелями определенного переоткрытия того, что стало называться «премонеда», «палеомонеда», «примитивная валюта» или «традиционная валюта» из области нумизматики, и они получили признание во всем мире. разнообразные монографические выставки, на которых были показаны разные формы «денег», используемые на всех континентах от древнейших времен до наших дней (1) .
До сих пор «пре-монеты» оставались практически отсутствующими в области нумизматических исследований, а с конца 19 века они были объектом исследований «экономической антропологии», особенно в тех культурах островов южной части Тихого океана, где в ожерелья из ракушек до сих пор используются в качестве валюты. Лишь совсем недавно мы стали свидетелями возрождения исследований прекоинов в специализированных нумизматических журналах (2) .

Маски, украшенные монетами (Западная Африка, a: MAN 2009/159/363; b: MAN 2009/159/364). Во многих случаях африканские монеты, как древние, так и современные, также выполняют функцию декоративных элементов (c: ожерелье Фулани с каури, колониальные монеты и колокольчики, также используемые в качестве валюты).

Одна из основных трудностей при включении «предмонеты» в сферу «обычных» нумизматических исследований заключается в ее многофункциональности. В отличие от нашей западной валюты, которая выполняет исключительно коммерческую функцию, в так называемых «примитивных культурах» «валюта» может иметь множество других функций. Как и у остальных видов растений и животных на планете, одним из основных внутривидовых взаимоотношений человеческого вида является конкуренция, которая во многих случаях разрешается путем ожесточенной конфронтации между представителями соседних племен или этнических групп. Однако также и через сотрудничество можно добиться существенных преимуществ для выживания и прогресса. Чтобы упорядочить эти ситуации, возникают такие обычаи, как «гостеприимство» (сходство этого слова с его противоположностью: «враждебность» не случайно), и в этом контексте создаются символические объекты, которые служат для подарков и укрепления отношений между соседними племенами. В других случаях они используются для выплаты приданого («монеты невесты») или для выплаты компенсации родственникам жертвы насильственной смерти («кровные деньги»), или они просто представляют собой ритуалы наследственного происхождения, которые облегчают отношения и социальное воспроизводство (например, «потлач» у американских индейцев или «кула» и «мока» у меланезийцев).

В последнее время на некоторых африканских монетах изображены предметы, традиционно используемые в качестве валюты. Например, ракушка каури появляется на монетах Ганы (а), «манилла» на монетах Биафры (b) и крест Катанги на конголезских монетах 1961 года (c).

В этом контексте мы можем найти монеты, которые служат исключительно «деньгами невесты», другие используются для церемониальных подарков, другие используются для торговли с определенными племенами и т. Д. Диапазон возможностей использования очень велик. таких монет. Еще одна дополнительная трудность, которая в данном случае фундаментально влияет на некоторые африканские «примитивные монеты», заключается в том, что в некоторых случаях определенные предметы, как правило, эффектное церемониальное оружие, представляют собой символы богатства и власти и обычно не передаются или не используются в повседневных обменах. Следовательно, их рассмотрение как «монеты» обычно является спорным вопросом, и во многих случаях это будет зависеть от критерия исследователя (более или менее строгого), считаются ли эти объекты монетами или нет.

Подходя к изучению африканской предварительной валюты, мы можем сделать это с антропологической точки зрения, анализируя ее использование и значение, или, как мы будем развивать ниже, мы можем установить типологическую классификацию в зависимости от материалов, из которых сделаны эти «монеты».

На данный момент мы сосредоточимся на Африканском континенте, где примитивная нумизматика и искусство часто сливаются таким образом, что некоторые из предметов, используемых в качестве валюты, в глазах неспециализированного человека воспринимались бы как подлинные произведения племенного искусства (3 ) .

Было предложено несколько критериев, чтобы попытаться отсортировать и классифицировать множество объектов, используемых в качестве валюты (4) , но все они часто недостаточны. По этой причине мы разработали группировку на две основные категории: во-первых, те объекты (разработанные или нет), которые имеют органическое происхождение , а во второй группе — те элементы или домонетальные объекты, которые имеют минеральное происхождение.. В рамках первого мы сначала дифференцируем его происхождение — растительное или животное, а позже укажем основные типы в каждой группе. Так, например, среди семян растительного происхождения мы будем различать: съедобные и несъедобные семена, а также элементы из дерева, рафии или хлопка. Среди продуктов животного происхождения мы выделим крупный рогатый скот, раковины моллюсков и другие продукты животного происхождения, например, сделанные из бивней, рогов и волос.

За несколько столетий (с 15 по 19 века) европейские торговцы завезли в Африку огромное количество раковин каури и медных ручек. Можно сказать, что практически все африканские рабы, попавшие в Новый Свет, были куплены на эти своеобразные монеты.

Большая сложность представлена в разделе предварительных монет минерального происхождения, где мы можем найти от необработанных элементов (соль и золото) до сложной и сложной посуды самых разных форм. Следуя критерию взятия за основу химической природы объектов, мы будем различать металлические и неметаллические объекты . Среди неметаллических мы будем включать соль, горные породы и обработанные материалы минерального происхождения, такие как стеклянная паста и керамика.

Вторая группа металлических элементов является наиболее многочисленной и представительной из африканских предмонет. Следуя критериям, использованным выше, мы могли разделить материалы, сделанные из железа, и другие материалы, сделанные из меди или какого-либо производного сплава (например, бронзы). Однако, учитывая сложность и богатство объектов, мы использовали эстетический критерий, то есть мы будем рассматривать группы объектов, которые имеют одну и ту же функцию, или которые напоминают или вдохновлены определенными инструментами или инструментами. В любом случае не всегда легко отнести некоторые объекты к одному из предложенных семейств.

В начале двадцатого века огромные листы железа с видом наконечника копья, называемые «лигатурой», все еще использовались в качестве валюты у народа топок (Конго) .

Возможно, изделия из железа являются наиболее представительной валютой к югу от Сахары. Долгое время считалось, что железная промышленность в глубине Африки была завезена из Азии через Нубию или Сахару. Это видение радикально изменилось за последние двадцать лет, когда даты, проведенные с использованием четырнадцати изотопов углерода, позволили установить хронологию археологических раскопок в Нигерии, Танзании и Камеруне, датируя их 2500 годом до нашей эры. Таким образом, африканская сталелитейная промышленность начала время, но независимо, чем на Ближнем Востоке.

Железо различной формы было очень распространенной валютой на африканском континенте, иногда в виде слитков, таких как « дубил », или листов, таких как « мурлык-мурлык », в обоих случаях типичные нигерийские железные монеты.

II.- Типологическая классификация африканского пре-монеты:

I. Материалы органического происхождения
IA. Овощи
IA1. Съедобные семена: злаки.
IA2.- Несъедобные семена: абрус молитвенные семян: «Дамба», «рати». Нигерия и Камерун.
IA3. Таблетки из красной древесной массы: «тукула». Конго.
IA4. Ткани из рафии, хлопок: «любонго», «цулу», «мачира». Конго, Нигерия, Гамбия и Сенегал.
IB. Животные
IB1. Выиграл.
IB2. Раковины моллюсков.
IB2.a. Конусовые диски: «кибангва». Конго, Кения, Уганда, Эфиопия.
IB2.b. Cowries: Cypraea moneta и C. annulus; «Симбос»: Olivella nana.
IB2.c. «Зубы бегемота» из панциря.
IB3. Бивни и рога: слон, бегемот, кольца из слоновой кости, рога носорога.
IB4. Волосы на хвосте: слон, жираф.
IB5. Рабы.

II. Материалы минерального происхождения
II.A. Неметаллический
II.A.1. Соль: «моле». Сьерра-Леоне, Эфиопия, Нигерия, Мали, Камерун, Конго, Судан.
II.A.2. Керамика, агат и стекло: бусы «агри», ожерелья.
II.A.3. Диски кварцитовые перфорированные: «сокпе», «камни Того». Гана, Того, Сьерра-Леоне, Бенин и Нигерия.
II.B. Металлические
II.B.1. Ножные браслеты: «диако», «амби», «эбуке», «батакатака», «конга». Конго.
II.B.2. Браслеты
II.B.2.a. Браслеты: «онганда». Конго.
II.B.2.b. Ручки: «popo», «mkporo», «abi», «ejema», «Оноуду», «окомбо». Западная Африка.
II.B.2.c. Спирали: «минката», «митако». Конго.
II.B.3. Лезвия / мотыги: «бокона», «энсуна», «гашшаш», «ивенга», «Джембе», «хасу», «локонго», «мунезия», «мурлыканье», «Сакания», «шока». Конго, Камерун, Нигерия, Уганда.
II.B.4. Гонги и колокольчики: «элоджунджа», «илонга», «гунга». Конго
II.B.5. Форма якоря или наконечника стрелы: «m’bili ngbaka». Конго, Центрально-Африканская Республика. «Цзун», «манджан», «сука». Конго.
II.B.6. Молотки: «энсуба» или «Картофельный молоток». Камерун.
II.B.7. Слитки: «лосол», «таджере» (чугун). Нигерия. «Лераль» (медь). Южная Африка.
II.B.8. Жезлы: «болоко» в форме буквы U (медь), «мукуба». Конго. «Буджи» (утюг). Либерия. «Гитци» или «Кисси гроши» (утюг). Либерия, Сьерра-Леоне.
II.B.9. Форма копья: «байки», «иконга». Камерун, Конго. «Лиганда», «нгбеле», «доа», «дибунга». Конго.
II.B.10. Ножи
II.B.10.a. Метательные: «пинга», «нгволо», «моко-ндо», «за»,
«Ошеле», «кул», «Пенни огоя». Конго.
II.B.10.b. Церемониальные: «мбулу» или «нож для казни». «Нгала», «Икул», «Трумбаш», «Икула», «Нтосоко», «Голова птицы». Конго.
II.B.11. Парадные топоры: «заппозап», «касую». Конго. Топоры
метательные. Камерун.
II.B.12. Крестики катанги: «ханда». Конго, Замбия, Зимбабве и Мозамбик.
II.B.13. Серебряные кресты. Эфиопия.
II.B.14. Металлические фигурки: бронзовые лягушки из Камеруна, гири Асанти золото.
II.B.15.- Золотая пыль. Народ асанти. Гана, Того, Кот-д’Ивуар.

III.- Предварительная валюта органического происхождения.

Продукты земли, особенно зерновые, часто использовались в качестве валюты, и хотя, например, в Азии или даже в Европе (5) , такое использование хорошо задокументировано, даже в последнее время использование сельскохозяйственных продуктов в Африке стало менее известен и встречается изредка (батат использовался в качестве валюты у народов умон, в районе дельты Нигера использовалось пальмовое масло, измеряемое в единицах, называемых «кроо», до начала 19 века …) (6) . Более известны некоторые семена, такие как так называемые «крабовые глаза», производимые деревом семейства Fabaceae: Abrus precatorius., и использовался народом акан в Гане сначала как мера веса, а затем как валюта. В 19 веке сто этих маленьких семян были эквивалентны пенни, учитывая то обстоятельство, что, несмотря на их привлекательный цвет, они содержат очень ядовитый белок под названием «абрин», и проглатывание одного из этих семян может быть фатальным. .

Ядовитые и эффектные семена дерева Abrus precatorius служили единицей веса и валютой.

С красной древесной мякотью дерева иросун (Baphia nítida), были изготовлены таблички с нанесенными на их поверхность геометрическими рисунками, эти таблички, называемые «тукула», служили в Конго валютой вместо ткани из рафии. Тем не менее, одним из наиболее часто используемых элементов в качестве валюты на большей части Центральной Африки были квадратные ткани из рафии, около 40 см. на стороне, называемой «цулу», «нта» или «этохо» (набор из 30 «цулу», составляет «нта», достаточное количество тканей, так что вместе они образуют одеяло, способное укрыть умершего). На изготовление «цулу» из пальмовых волокон ушел целый день, и пока его изготавливали, ткачи пели определенные песни, которые напоминали миф об основании. За 8 или 10 штук можно было купить нож, а за «нта» можно было купить трубку или браслет (7). Эти ткани из рафии получили название «макута» в районе, колонизированном португальцами, и по этой причине монета, отчеканенная в Анголе в период с 18 по 20 века, также получила название «макута» (заменив старые ткани. рафия, используемая в качестве валюты). Хлопчатобумажные ткани, макиры или габаги также были очень популярны в качестве платежного средства в Нигерии и Конго (6) .

Ткань «цулу» или рафия, кропотливо сотканная из пальмового волокна, была одной из самых популярных монет в доколониальной Африке.

Среди прекоинов животного происхождения мы можем указать на крупный рогатый скот (необязательно вспоминать о той роли, которую традиционно занимал крупный рогатый скот как единица стоимости и обмена, достаточно вспомнить термины «pecunia» и «капитал» повседневного языка, которые относятся к к этому происхождению), и хотя сегодня нам это может показаться возмутительным, рабы также использовались в качестве валюты и единицы стоимости (8)

Во многих местах рабы были обычной валютой для крупных сделок или даже для уплаты налогов.

Мы также находим различные раковины, используемые в качестве денег, эффектные экземпляры рода Conus использовались в качестве украшения и валюты, а также небольшие раковины Olivancillaria nana , называемые «нзимбу» или «симбо», использовавшиеся в Конго до 1621 года, что позволило установить кратные числа как «лукуфу». = 10 000 ракушек («нзимбус»), «макуфу тату» = 30 000 = раб мужского пола (7) . Однако наиболее широко используемые и известные виды раковин — это «каури», Cyprea moneta (а позже и вид C. annulus ), завезенные европейцами в течение нескольких столетий для приобретения рабов на западноафриканском побережье (9).. Так называемые «зубы бегемота» на самом деле представляют собой кусочки обрезанных раковин, которые используются в качестве валюты в Нигерии и Кот-д’Ивуаре (10) .

Наконец, в качестве монет использовались различные кольца из слоновой кости или бивней слона и рогов носорога, а также волосы из хвоста жирафа или слона (11) .

IV. Валюта неметаллического минерального происхождения.

Среди предметов минерального происхождения мы можем рассматривать, с одной стороны, пре-монету, изготовленную из неметаллических продуктов, таких как соль, камни, керамические и стеклянные материалы, и группу металлических предметов, которая составляет наиболее многочисленный и разнообразный набор пре-монеты. Африканский.

Соль использовалась в качестве средства платежа на протяжении всей истории (испанское слово «зарплата» произошло от римского обычая выплачивать легионерам часть своей зарплаты солью), и до самого недавнего времени она использовалась в качестве валюты в Эфиопии. , в виде брусков весом около 800 грамм, называемых «моле». Поскольку соль очень хрупкая, эти бруски для транспортировки и повседневного использования защищали хлопком, пальмовыми листьями или плетеными чехлами.

Крышка для слитков соли (Зимбабве) (MAN 2009/159/313) и получение соли выпариванием.

В зависимости от происхождения мы можем выделить четыре типа соли: драгоценная или минеральная соль, морская соль, полученная из фильтрата из горных пород и засоленных почв, и, наконец, соль, «произведенная» вдали от побережья, в Центральная Африка, производство которой является самым дорогим и требует сложных технологий: оно производится из золы определенных овощей или даже из мочи крупного рогатого скота (12) .

Среди монет , сделанных с камнями, наиболее популярными являются неоспоримо большие арагонитами дисков из Яп островов, в южной части Тихого океана, но и в Африке мы находим кварциты дисков, называемые «sokpé» или «молния камни» (12) . Эти перфорированные камни, диаметр которых колеблется от 3 до 8 см, используются как талисманы целительной силы и, по мнению некоторых авторов, в качестве монет (13) .

«Камень Того», сделанный из кварцита, служил амулетом с целительной силой и валютой (MAN 2009/159/338).

Очень популярный элемент, который используется в качестве валюты в Африке, — это бусы различной природы. Хотя в некоторых случаях они сделаны из натуральных элементов (ракушки, кораллы, дерево, кокос…) (14)Чаще всего используются ярко окрашенные минералы или стеклянная паста. Первоначально бусины голубого агата, используемые в качестве валюты, пришли с востока дельты Нигера и назывались «аигры». Постепенно европейские купцы, особенно венецианцы и голландцы, стали делать стеклянные бусины, имитирующие природный «эгры», с помощью которых можно было выгодно покупать многие изделия. Таким образом, как и во многих других случаях (например, с ракушками каури и браслетами или «манильями», произошла значительная инфляция из-за массового проникновения на африканский континент огромного количества бус для ожерелий, произведенных в Европе. Эти бусы для ожерелья настолько богаты и разнообразны, что даже организуются международные конгрессы и существуют специализированные журналы по этой теме.(15)

Венецианские ожерелья из стеклянной пасты, используемые в качестве валюты для торговли с коренными народами.

V. Металлические предварительные монеты.

Самая многочисленная и разнообразная группа африканских пре-монет состоит из ряда различных металлических предметов, среди которых мы можем выделить четыре основных семейства: украшения, утварь, такую как мотыги и колокольчики, оружие и стержни или слитки. Часто существует синекдоха (16) , то есть посуда, необходимая в повседневной жизни (сельскохозяйственные орудия, охотничье оружие…), в конечном итоге представляет ценность проделанной с ними работы, становясь, таким образом, «валютой». Во втором процессе синекдохи эти инструменты трансформируются, теряют свою первоначальную функцию и превращаются только в монеты и исключительно.

Среди украшений, наиболее распространенными являются металлические кольца разных форм и размеров, которые носят на запястьях, руках, лодыжках и ногах. В Конго и Заире богатые женщины из монгольских народов носили тяжелые, большие бронзовые браслеты, называемые конга, которые также служили валютой. Те же народы также производили другие типы ножных браслетов, в данном случае исключительно для денежного использования, образованные большими сферическими медными кольцами, диаметр которых может варьироваться от 18 до 35 см, и которые получают разные названия (и значения) в зависимости от их размера: «Диако» колечки; «Амби» средний; «Эбуке» большой и «батакатака» очень большой. Также часто встречаются (Конго, Эфиопия, Габон и Нигерия) различные типы браслетов или браслетов, традиционно используемых в качестве валюты,

Эффектные медные браслеты, используемые народами Джонга и Мболе в качестве валюты (MAN 2009/159/154).

Самый представительный тип — «маниллы», своеобразные браслеты (иногда слишком маленькие, чтобы их можно было использовать как таковые), производившиеся в Европе с конца пятнадцатого века до 1948 года и использовавшиеся в основном для приобретения рабов на побережье. Отсюда его вульгарное название «жетон раба». Эти медные или бронзовые «ручки» производились в Англии (Бирмингем, Манчестер и Ливерпуль), Франции (называемые «попо» и изготовленные в Нанте), Германии и Португалии. В последней стране его использование в качестве валюты для торговли в Африке началось очень рано, около 1439 года (17) . В то время четырех маниль (так называемых «мкпоро») было достаточно, чтобы купить раба, но вскоре после этого, в 1522 году, цена поднялась до 57 маниль.

Браслет с колокольчиками, используемый как валюта, а также в ритуальных танцах как музыкальный инструмент MAN 2009/159/317).

На данный момент нет никаких доказательств того, что эти предметы были изготовлены в Испании, и в то время, когда Португалия была объединена с Испанской империей (с 1580 года, во времена Фелипе II до 1640 года), работорговля на африканском побережье оставалась строгой. Португальская монополия.

Вариантом этих объектов являются так называемые «маниллы короля, королевы или принца», известные под местным названием «уганда», которые на самом деле представляют собой изогнутые ромбовидные бронзовые стержни с более или менее сплющенными концами, очень большого размера и веса, лучше, чем у европейских ручек. Эти «монеты» использовались как элемент престижа и как «деньги невесты» и являлись переходным элементом между подлинными браслетами или наручниками и слитками. Мы также можем включить в группу «браслеты» те, которые имеют спиралевидную форму, различных форм и размеров, которые используются в качестве валюты в Нигерии и Конго. В последней стране в качестве валюты также использовались тяжелые бронзовые браслеты весом до шести килограммов, которые на самом деле больше похожи на изогнутые слитки.

Монетные браслеты из племени бидда (Нигерия) (MAN 2009/159 / 163-168).

Своеобразной группой декоративных предметов, используемых в Эфиопии в качестве валюты, являются коптские серебряные кресты различных форм и узоров. Когда серебряные талеры австрийской императрицы Марии Терезы были завезены в этот район в 18 веке, монеты были вырезаны в форме креста и, таким образом, продолжали циркулировать в этом регионе в течение долгого времени (18) .

Коптские кресты использовались как валюта. На одном из них вы можете увидеть, как он вырезан на талере Марии Терезы де Австрия (MAN 2009/159 / 320-334 ).

Что касается металлических прутков, прутков или слитков , мы можем различать те, которые сделаны из меди или сплавов этого металла, и те, которые сделаны из железа. Среди первых наиболее распространены «митакос» или медные или латунные стержни, которые собирались в горсти. Также «болоко» или медный стержень, изогнутый в форме буквы «U», был очень характерной валютой в некоторых районах Конго (19) .

Что касается железных слитков, то «дубил», образованный прямым стержнем, и «лосол» или «таджере» с выпуклостью в центре и заостренными концами — это две типичные нигерийские «монеты». В разделе о железных прутьях наиболее известны «пенни киси» («килинди» или «гитци» на языке коренных народов), очень популярные среди народа киси в Либерии и Сьерра-Леоне. Это тонкие железные стержни с ламинарным расширением на одном конце, а на противоположном — в форме буквы «Т». Предполагается, что это стилизованные изображения человеческой фигуры, и считалось, что эти монеты имеют свою собственную «душу», так что если какой-либо кусок сломается (что было относительно легко, учитывая, что это очень тонкие стержни), ведьма или шаман из племени был единственным, кто имел возможность их починить. Эти любопытные монеты, также называемые «пенни с душой», были в обращении до 70-х годов ХХ века. Другими менее известными железными монетами являются «игольчатые монеты» («аию», «озала» или «умуму»), которые имеют небольшой размер и обращаются в южной Нигерии, в штате Анамбра.

Пенни «Кисси» из Сьерра-Леоне. Подробно это можно увидеть на экземпляре, сломанном и отремонтированном колдуном племени (MAN 2009/159 / 223-235 ).

Очень большая группа конголезских прекойнов состоит из «катангских крестов», сплюснутых слитков расплавленной меди или бронзы в форме креста или креста Святого Андрея. У больших есть вес, который колеблется около килограмма, но есть меньшие, различной формы, в некоторых случаях с появлением буквы «H». Последние являются самыми старыми и использовались в качестве валюты в Зимбабве с 13 по 17 века, в то время как кресты Катанги в форме буквы «X» сохранились до начала 20 века.

Катанга Кресты (MAN 2009/159 / 353-357 ).

Уникальной африканской валютой является «манджонг» народа квеле, проживающего на северо-востоке Габона и северо-западе Конго. Старые изделия, называемые «цзун», имели более или менее сердцевидный вид листа, что соответствовало местной эстетике и символике. После прибытия колонизаторов местные кузнецы, которые производили их, под влиянием европейцев изменили их форму, придав ей вид, похожий на якорь корабля («манджонг»), элемент, более узнаваемый в новой колониальной ситуации. тот, которому подверглись эти народы (20) .

Помимо сельскохозяйственных инструментов (или их производных), используемых в качестве валюты, мы также находим другие предметы, происходящие из домашнего скота. Это железные коровьи колокольчики и гонги, музыкальные инструменты, которые также используются в ритуальных церемониях. Эти предметы различной формы называются «элунджа», «илонья» или «гунджа». Используемые народами нкутшу и джонга в Конго, они служили валютой для покупки различных товаров. В 1910 году за двойной гонг можно было купить женщину или двух рабов-мужчин.

В качестве валюты используются различные типы музыкальных инструментов («элунджа», MAN 2009/159/312 ) и коровьих колокольчиков (MAN 2009/159/300 ).

Еще один предмет повседневного обихода, трансформируемый и используемый в качестве валюты, — железное оружие. Метательные ножи, церемониальные топоры, ножи для казней, копья и мачете являются частью разнообразного и обширного «нумизматического арсенала» предметов, используемых как в качестве символов власти, так и в качестве инструментов обмена и меры стоимости.

Некоторые типы копий выполняли денежную функцию, некоторые получили определенные названия, такие как «байки» или «мимбосс» Камеруна, и хотя в некоторых случаях, как у народов Нкутшу, Тетела и Нгомбе, они сохраняют двойную или тройную функцию: оружие, такое как монеты, а также как элементы культуры в некоторых танцах и ритуальных церемониях, в других случаях, такие как украшенные копья мболе, бангала или сделанные людьми чамба, они служат только предметами роскоши и валютой. Самым ярким примером является «лиганда» или «нгбл», большие пластины в форме наконечника копья, которые могут достигать двух метров в длину, которые использовались в качестве валюты до начала двадцатого века народом топок в Конго. В это время за тридцать больших копий (называемых «доа») можно было купить раба.

Вторая группа оружия состоит из ритуальных топоров, среди которых особенность «заппозап» или «касую», используемая народами нсапо в Конго, выделяется своей красотой. Это оружие, подлинные произведения искусства, обычно представляет собой несколько рельефных человеческих лиц на железных прутьях, из которых состоит их клинок, и является символом власти и богатства, поэтому не используется в обычных сделках. Более скромные на вид небольшие ритуальные топоры, используемые народами Бана, Капсари и Фали в Камеруне, также имеют денежную функцию.

Некоторое африканское валютное оружие является подлинным произведением искусства, например ритуальный топор «заппозап» (MAN 2009/159/314 ).

Наконец, самую многочисленную и разнообразную группу оружия-валюты составляют ножи, которые мы можем разделить на две большие группы: метательные ножи, используемые в бою и охоте, и церемониальные ножи, иногда очень яркие и красота. Внутри метательных ножей существует разнообразный диапазон форм, обычно они обычно имеют три лезвия или наконечника, и могут быть более или менее прямыми и удлиненными или короткими и закругленными, различные ответвления, которые они имеют, придают им очень разные аспекты. Иногда эти предметы становятся сложными и художественными произведениями искусства. Один из самых популярных ножей для монет — тот, который использовали люди матакам в Чаде и Камеруне, в форме серпа. Также в этой комбинации приборов формы эволюционировали, чтобы стать объектами, которые не используются в качестве ножей и сохраняют только свои бумажные деньги. Это может быть случай «ошеле», используемого в центральной части Конго, между реками Касаи и Санкуру, образованного большим листом железа толщиной около 90 см. по длине и, несмотря на его поразительное сходство с метательными ножами, используемыми в этом районе, он потерял свою полезность в качестве оружия и используется исключительно в качестве валюты. То же самое происходит с ножом «кул», используемым племенем нгама, или с типичным ножом народа бубу в районе реки Убанги, который имеет округлую форму и не имеет заострений. образованный большим листом железа около 90 см. по длине и, несмотря на его поразительное сходство с метательными ножами, используемыми в этом районе, он потерял свою полезность в качестве оружия и используется исключительно в качестве валюты. То же самое происходит с ножом «кул», используемым племенем нгама, или с типичным ножом народа бубу в районе реки Убанги, который имеет округлую форму и не имеет заострений. образованный большим листом железа около 90 см. по длине и, несмотря на его поразительное сходство с метательными ножами, используемыми в этом районе, он потерял свою полезность в качестве оружия и используется исключительно в качестве валюты. То же самое происходит с ножом «кул», используемым племенем нгама, или с типичным ножом народа бубу в районе реки Убанги, который имеет округлую форму и не имеет заострений.

Метательный нож для монет «sengese» народа матакам (MAN 2009/159/284 ).

Из церемониальных ножей можно упомянуть «трумбаш» (рис. 21), с изогнутым под прямым углом лезвием, инструмент, который также можно использовать как метательный нож, но чаще используется как ритуальный предмет или монета. Количество отверстий в его лезвии (два или три) указывает на количество жен его обладательницы. Нож «птичья голова», используемый народами нзаби, мбамба и кота, также выполняет идентичную функцию. Другой очень популярный нож для монет у некоторых конголезских народов в районе слияния рек Итури, Гири и Монгала — это «нож Пото», конец рукоятки которого обтянут кожей, образуя небольшую сумку, внутрь которой они были вставлены. «Волшебные порошки». Различные типы ритуальных ножей, которые использовались монго в Конго, имеют двойную функцию: как ритуальные предметы и как валюта,

Нож для монет «трумбаш» также является символом богатства и власти (MAN 2009/159/315 ).

Церемония обезглавливания, тщательно описанная некоторыми исследователями, посетившими этот район в конце 19 века (22) , проводилась во время похорон. В этих действиях все жители племени встречались и сопровождали мрачный ритуал обилием криков и танцев в атмосфере коллективной истерии, что добавляло драматичности танцевальной сцене. Для обезглавливания палач использовал характерный и эффектный церемониальный нож в форме серпа, который, перефразируя цитату этнолога Марка Феликса, показывает нам «ужасную красоту орудий смерти» ( рис. 22).). Этот тип ножа под названием «нгулу» утратил свою первоначальную функцию в двадцатом веке, тем не менее, сохранив свою ценность как символа богатства, социального престижа и как «денежную единицу».

Ножи палача, используемые народом Нгала (Конго) (MAN 2009/159/271 и 268 ).

Ссылки:

(1) Muscheln, Saltz und Kokosnüsse (2000 г., Германия); Искусство африканской валюты (2000 г., США), Anche questa è moneta (2000 г., Италия: Voltolina & Mezzaroba, 2000); Экзотические деньги (2001 г., Мадрид: Alfaro et al. , 2001); Это деньги (2001 год, Корунья: Альфаро и др. , 2001), африканские металлургические предприятия (валюта) (2002 год, Бостон, США).

(2) Briad, 2001, Edoumba, 2001, Rivallain, 2001.

(3) Некоторые денежные предметы, которые обычно продаются в галереях африканского искусства, такие как эффектные «переплеты», высоко ценятся во внутренней отделке. Есть даже несколько магазинов, специализирующихся на «африканской предварительной валюте», например, Галерея Africa-Curio в Милане (Италия) или Галерея африканского искусства Хамилла в Бостоне (США), хотя эти предметы по-прежнему более широко используются в области этнографии и искусства. племенной, чем в нумизматике.

(4) Например, Víctoor (1985) различает несколько групп: копии монет оружия, копии инструментов, монеты-украшения, монеты-слитки, кресты Катанги …

(5) В сельской местности Наварры до середины с. XIX нередко платили сельским учителям за «грабежи» пшеницы (Ibáñez, 2001).

(6) Эйо (1979).

(7) Эдумба (2001).

(8) П. Энцинг уже указывал в 1949 году на роль рабов как валюты обмена, а в недавних работах профессора Хонгендорна показано использование рабов в качестве валюты в халифате Сокото (Нигерия) до конца века. XIX. В африканской работорговле использовались железные прутья с кандалами, называемые «билбо», потому что они производились в Бискайе (Бильбао). Эти инструменты часто упоминаются в литературных произведениях того времени (Сервантес, Шекспир, Купер), а некоторые экземпляры хранятся в качестве сувениров в таких учреждениях, как Библиотека Конгресса США или Лондонский Тауэр.

(9) Хогендорн и Джонсон (1986) провели задокументированное и исчерпывающее исследование торговли каури, используемой в Африке, в основном, для работорговли. Обширное резюме и комментарии к этой работе можно найти на испанском языке в статье П. Морено Фелиу (1991).

(10) Víctoor (1985) № 550.

(11) Опиц (2000).

(12) Риваллен и Ироко (1986).

(13) «Камни молний», используемые в качестве амулетов, являются элементами, общими для многих культур. Еще несколько лет назад в некоторых городах в долине Эскоа (Наваррские Пиренеи) ископаемые останки морских ежей, найденные в поле, помещали на окна домов, полагая, что это были камни, в которые ударила молния, оставив характерный знак пятиконечной звезды на этих окаменелостях. Применяя популярную поговорку о том, что молния не ударяет в одно и то же место дважды, они считались талисманами от молнии.

(14) В начале 16 века торговля бусами для ожерелий из коралла была монополией каталонцев.

(15) «Конференция по торговле бисером 1982 года». Журналы: » Орнамент » и » Бисерный журнал «. Основная ссылка в: Дубин (1998).

(16) Synecdoche — это редуктивный процесс рассмотрения части в целом.

(17) Название «манилла» происходит от португальского Maho = рука и Anilho = кольцо. Между 1504 и 1507 годами на фабрике Сан-Хорхе-да-Мина (побережье Сама, недалеко от реки Нигер) было импортировано более 280 000 маниль для торговли с местными жителями. Европейские «маниллы» выполняли функции аналогично раковинам «каури», они представляли собой вид «валюты», хорошо принятый африканцами, хотя во времена работорговли импорт меди или бронзы не применялся. они достигли более 500 тонн в год. В 1902 году ввоз «маниллы» был запрещен в Нигерии, а в апреле 1949 года их использование в качестве валюты было запрещено, что позволило каждой семье хранить максимум 200 экземпляров для церемониальных целей. Таким образом они были демонетизированы, изъяв из обращения более 32 с половиной миллионов штук (Naanen, 1993).

(18) Поскольку «доллары Mª Teresa» были очень хорошо приняты, их продолжали производить в Австрии и других странах в течение долгого времени. Лондонский монетный двор произвел их в 1937 году, а в Италии — в 1936 году, в обоих случаях для торговли с африканскими народами. В Эфиопии они были законным платежным средством до 1948 года.

(19) На большей части африканского континента медь считалась самым ценным металлом, связанным с властью и богатством. Нередки ритуальные предметы, такие как топоры и ножи, сделанные из этого металла. Эти инструменты, более чем практическая полезность, представляли социальную функцию как символы власти, и их высокая ценность также превращала их в «валюту», предназначенную для крупных сделок.

(20) Кун (1979), Дюпре (1994).

(21) Ибаньес (2002).

(22) Уорд (1890).

Библиография:

Альфаро, К., К. Маркос, П. Отеро. Экзотические деньги. Новая коллекция Национального археологического музея. Мадрид, 2001 г.

Альфаро, К., К. Маркос, П. Отеро. Это деньги. От истоков до евро. Корунья, 2001 г.

Балларини, Р. Armi bianche dell’Africa Equatoriale. Издание Africa Curio. Милан, 1992.

Балларини, Р. Ferri e monete dell’Africa Equatoriale . Издание Africa Curio. Милан, 1998.

Бриад, Дж. Les objects paléomonétaires de l’Europe atlantique protohistorique . Преподобный нумизм. 157, 2001. 37-50.

Денк, Р. Das manillen. Гельд Вестафрикас. В: Kissipenny und Manilla. Geld und Handel im alten Afrika. Kultur und Stadthistorischen Museum, Dujsburg, 1995.

Денк, Р. Die verschiedenen Formen der sog. Катанга Кройзе. В: Kissipenny und Manilla. Geld und Handel im alten Afrika. Kultur und Stadthistorischen Museum, Dujsburg, 1995.

Дубин Л.С. История бисера. Нью-Йорк, 1998.

Дюпре, Г. История и приключения денежного объекта Квеле в Конго: мезонг, монджо и монджонг. В кн .: Деньги имеют значение. Неустойчивость, ценности и социальные выплаты в современной истории западноафриканских сообществ. Лондон, 1994.

Эдумба П. Aperçu sur les monnaies d’Afrique. Преподобный нумизм. 157, 2001. 105-119.

Энцинг, П. Первобытные деньги в этнологическом, историческом и экономическом аспектах. Лондон, 1949.

Эйо, Э. Нигерия и эволюция денег. Центральный банк Нигерии. Лагос, 1979.

Хогендорн, Дж. И М. Джонсон. Ракушечные деньги работорговли. Серия африканских исследований 49. Издательство Кембриджского университета. Великобритания, 1985.

Херст, Н.
Нгола. Оружие как авторитет, личность и ритуальный объект в Африке к югу от Сахары . Эд. Херст Галерея. Кембридж, 1997.

Ибаньес, М. Две «монеты земли»: «воровство» пшеницы в Наварре и «альмуд» кофе в Пуэрто-Рико. Нумизматическая хроника. 12 (132): 48-52.

Ибаньес, М. Традиционные монеты: « нгулу », нож для резки головы. Эко Филат. и нумизм. 58 (1099), 2002. 44.

Кимпел, Х. Traditionelles Kupfer- und Eisengeld aus Schwarzafrika. В: Kissipenny und Manilla. Geld und Handel im alten Afrika. Kultur und Stadthistorischen Museum, Dujsburg, 1995.

Кун, Г. Первобытные деньги в Африке. В кн . : Земля и руда. 2500 лет африканскому искусству в терракоте и металле (К.Ф. Шедлер) Верлаг. München, 1979.

Морено Фелиу, П. Деньги?. Тетради антропологии , 11, 1991.: 1-55.

Наанен, Б. Экономика в экономике: манильская валюта, нестабильность обменных курсов и социальные условия в юго-восточной Нигерии, 1900-1948 гг. J. African hist. 34 (1), 1993. 435-446.

Опиц, Ч. Дж. Этнографическое исследование традиционных денег. Первые впечатления от печати. Флорида, 2000.

Куиггин, AH. Обзор примитивной валюты. Начало валюты. Methuen & Co. Великобритания, 1949.

Риваллен Дж. Monnaies d’Afrique: африканские видения и европейские видения . Преподобный нумизм. 157, 2001. 121-130.

Риваллен, Дж. И А.Ф. Ироко. Монетные коллекции: VIII африканские палео-монне. Адм. Пн. И Médailles. Париж, 1986.

Виктор Р. Монетные премьеры. Wormhout, 1985.

Вольтолина П. и Меззароба Л. Anche questa è moneta. Монете примитивных, странных и курьезных из Африки, Азии, Океании и Америки. Collana di Studi Numismatici dell’Academia de Studi Numismatici. 5. Виченца, 2000.

Уорд, Х. Жизнь среди дикарей Конго. Журнал Скрибнера 7 (2), 1890. 135-156.

Вестердейк П. Африканские металлические орудия. Оружие, инструменты и регалии: коллекция Фредерика и Клэр Мебель . Гринвейл, Нью-Йорк, 1984.

Зирнгилибл, М.
Оружие африканского статуса. В кн . : Земля и руда. 2500 лет африканскому искусству в терракоте и металле (К.Ф. Шедлер) Верлаг. München, 1979.

Простынь:

1. «Лиганда» (утюг). Демократическая Республика Конго. Кисахгани район. Топок город.
2. «Ликонга» (железо), вариант предыдущей у народов Локеле и Оломбо (Конго).
3. «Penique Ogoja», «Iyawa», «Efufy» или «Yakaro» (железо). Нигерия, Демократическая Республика Конго. Акиудзю, нкун и мунши.
4. «Ошеле», «Вошеле» или «Шонго» (железо) Демократическая Республика Конго. Между реками Касаи и Санкуру. Народы нкутшу, банкуту, занде и бушонго.
5. «Пинга». Метательный нож (утюг). Демократическая Республика Конго, Судан и Центральноафриканская Республика. Занде люди.
6. Метательный нож (утюг). Демократическая Республика Конго. Убанги регион.
7. «Мгулу», «Мбуту». Железный нож палача. Демократическая Республика Конго. Народы нагала и нгомбе.
8. «Нгиндза» (утюг). Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика. Народы бубу и нзаккара.
9 и 10. «Мбили нгбака» (валюта нгбака) (железо). Демократическая Республика Конго — Центральноафриканская Республика. Народ нгбака.
11. Монета Железный щит «Суу» . Камерун. Город Мамбилла.
12. «Шока» Железная мотыга народа занде. Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика, Судан.
13. «Иконга», украшенное наконечником копья (железо). Демократическая Республика Конго.
14. Копье «Диконга» (железо). Демократическая Республика Конго. Народы тетела, мболе и нкутшу.
15. Нож племени Лобола (железный). Демократическая Республика Конго. Убанги регион.
16. Копье (железо). Демократическая Республика Конго, Центральноафриканская Республика. Народ нгбака.
17. «Ingondá». Железный церемониальный нож. Демократическая Республика Конго. Народы Нгомбе, Пото и Монго.
18. «Куль», нож метательный железный. Чад. Люди нгама.
19. Железное копье. Демократическая Республика Конго. Город Мболе.
20. «Трумбаш». Железный ритуальный нож с деревянной ручкой, рукоятью из слоновой кости или металла. Демократическая Республика Конго, Судан. Деревня Мангбету.
21. «Летучая мышь» из железа. Камерун. Город Мамбила.
22. «Манджонг» (утюг). Габон. Деревня Квеле.
23. «Цзун» (утюг). Габон. Деревня Квеле. Железная «монета-бабочка».
24. «Онганда» «Манилла Рей» (бронза). Демократическая Республика Конго. Йонга, Нкутшу и Монго.
25 -29. Европейские ручки (медь-бронза) разных размеров.
30. «Онганда» (бронза). Демократическая Республика Конго. Джонга, нкутшу и монго.
31. Бронзовые барельефы из Бенина (Нигерия), изображающие португальского персонажа в наручниках и слугу с «королевским рулем».
32. «Кинуть монету» (утюг). Демократическая Республика Конго. Нижнее течение реки Ломами. Город Мболе.
33. «Заппозап», «Касую». Парадный железный топор, деревянная рукоять, облицованная медью. Демократическая Республика Конго. Нсапо люди.
34. «Локонго», «Гинджа» или «Мотыга для монет» (утюг). Демократическая Республика Конго. Народ нгабанди.
35. Ритуальный железный меч. Демократическая Республика Конго. Конда люди.
36. «Нож птичьей головы» (утюг). Габон. Люди пангве.
37. «Парадный нож» (железо, медь, дерево). Демократическая Республика Конго. Деревня Локеле.
38. «Мотыга для монет» (утюг). Демократическая Республика Конго. Деревня Нкутшу.
39. « Гинзе » (утюг). Нигерия. Люди идомы.
40. «Ритуальный нож» (утюг). Демократическая Республика Конго. Люди бвака.
41. Большие бронзовые торки (5 кг.). Народ йоруба, Нигерия.
42. «Мотыга для монет» (утюг). Нигерия. Народ чамба.
43. Копье (железо). Демократическая Республика Конго.
44. «Мотыга для монет», лист железа. Демократическая Республика Конго
45. « Лосол » или « Таджи » (утюг). Камерун-Нигерия. Люди фулани.
46. Ритуальный нож с украшениями, железо. Нигерия. Верные люди.
47. Железное копье. Нигерия. Народ чамба.
48. «Шока» (утюг). Демократическая Республика Конго. Деревни Локеле и Оломбо.
49. Большая железная пластина. Нигерия. Ангасские люди.
50. «Пур-пур», монета железная мотыга. Нигерия.
51. «Буджи» или «Дубиль», железный пруток. Либерия, Нигерия.
52. «Элунджа», «Илонга», «Гунга» (медь, музыкальный инструмент). Демократическая Республика Конго. Деревни Нкутшу и Джонга.
53. «Кунджа» и «Ивенга» (железо). Демократическая Республика Конго. Деревня Нкутшу.
54. Медный браслет. Демократическая Республика Конго. Город Мболе.
55. «Мапука», лист железа с приложениями. Демократическая Республика Конго Народ мангбету.
56. Медная змея «Конго» . Демократическая Республика Конго. Иембе люди.
57. «Аньюн», «Айджу», «Озала» или «Умуму», «Игольчатые монеты» (железо). Нигерия.
58. «Пенни Кисси», «Гитци» или «Килинди» (утюг). Либерия и Сьерра-Леоне. Кисси город.
59. «Крест Катанги» или «Ханда» (медь). Демократическая Республика Конго. Шабинский район. Люба народ.
60. «Спиральная монета» (медь). Нигерия, Демократическая Республика Конго.
61. «Сомбе» , Кот-д’Ивуар. Город Боле.
62. «Bikie», железный лист. Габон, Камерун. Клыки людей.
63. «Сенгесе», железный метательный нож. Чад, Камерун. Матакам люди.
64.- Железный лист, валюта в Дуцском районе. Нигерия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Составьте правильно выражение * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.