Кортик офицерский авиационный образца 1949 г., СССР.

kortik-of-avia-1949-ussrКлинок прямой, стальной, двулезвийный, ромбического сечения, никелированный, без долов.

Рукоять выполнена из желтого пластика. Навершие рукояти латунное, винт крепления выполнен в виде шайбы с латунной пятиконечной звездой. На навершии рукояти стоит изображение советского герба с 16-ю лентами. Крестовина рукояти латунная, S-образная. У основании рукояти коническая латунная втулка, в которой располагается кнопка, соединенная с двумя пружинами у пяты клинка, предназначенными для фиксации клинка в ножнах.
Ножны деревянные, обтянутые черной кожей. Прибор ножен состоит из латунного наконечника, устья с гравированным изображением летящих самолетов и гайки с кольцом для подвеса. На внешней стороне устья нанесено изображение эмблемы военно-воздушных сил на фоне расходящихся солнечных лучей, на внутренней – два реактивных самолета, взмывающих вверх над Спасской башней московского Кремля.
kortik-of-avia-1949-ussr-efПриказом министра вооруженных сил СССР от 24 февраля 1949 года кортик был возвращен в советские ВВС, где и носился с парадной и парадно-выходной формой одежды генералов и офицеров авиации вплоть до 1958-го.
Кроме того, постановление Совета министров от февраля 1949 года, утвердившее новые образцы обмундирования для военно-воздушных сил, допускало ношение кортика и при повседневной форме одежды вне строя.
Курсанты авиационных училищ получали кортики вместе с первыми офицерскими погонами и дипломами об окончании высшего военного учебного заведения, по аналогии с курсантами ВМФ.
Директивой Генерального штаба СССР от 20 мая 1955 года № МП-132 было разрешено офицерам, увольняемым в запас с правом ношения формы одежды, оставлять кортики, если они были получены при нахождении в кадровой должности.
С 1958 года кортик перестал являться личным оружием офицеров и генералов ВВС и впредь выдавался по особому указанию для участия в парадах.
kortik-of-avia-1949-ussr-ustkortik-of-avia-1949-ussr-ust-1Применительно к морской авиации, офицеры летного состава, окончившие авиационное училище в период с 1949-го по 1958 год, получали при выпуске авиационные кортики. Все остальные офицеры морской авиации, а также прапорщики и старшины сверхсрочной службы, имели военно-морские кортики образца 1945 года.
Внешне авиационный офицерский кортик практически полностью повторяет военно-морской кортик образца 1945 года, и имеет единственное отличие в художественном оформлении устья ножен. В остальном же, детали и параметры авиационного кортика абсолютно идентичны военно-морскому. По этой причине авиационный кортик иногда также именуют кортиком образца 1945 года, однако, принимая во внимание тот факт, что впервые данный кортик появился лишь в 1949-ом, подобное название изначально ошибочно.
В отношении авиационного кортика справедливы те же замечания, что распространяются и на военно-морской. Так как производились кортики на одном заводе и различались лишь рисунком на устье ножен, то нюансы изготовления в разные периоды были одинаковы. Для авиационных кортиков, выпущенных до 1956 года включительно, так же характерна позолота прибора с клеймами на металлических деталях. Начиная с 1957-го, применялось лаковое покрытие. Известны образцы, выпуск которых приходится на 1957 год, без какого-либо покрытия. Определенные различия можно заметить и в рисунке на устье ножен – так, на кортиках раннего выпуска кремлевская стена на внутренней стороне устья прямая, в то время как на выпущенных после 1956-го стена изображена под углом.
Авиационный офицерский кортик является наименее распространенным из семейства советских кнопочных кортиков, созданных на базе военно-морского кортика образца 1940 года и представляет собой большую коллекционную ценность, нежели чем военно-морской и общевойсковой. По данным Ю.П. Окунцова, всего на Златоустовском инструментальном комбинате было произведено: в 1950 году – 2950 кортиков, в 1951 году – 5755  (из плана в 11000).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Составьте правильно выражение * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.