Alex Cheng. Предварительная классификация тайваньских ножей коренных народов.

Автор статьи: Алекс Ченг – тайваньский специалист по холодному оружию народов Тайваня.

Перевод машинный, в связи с чем возможны ошибки. Оригинал статьи расположен тут.

Статья публикуется с разрешения автора.

Вступление

Коренные тайваньские народы — первые жители Тайваня в зарегистрированной истории. Их сохранившаяся культура, неразрывно связанная с австронезийскими народами, имеет огромное значение для всего мира. Из-за географических барьеров на Тайване и тысячелетней относительной изоляции Тайвань населяют различные культуры, говорящие на разных языках, причем известно, что существовало, по крайней мере, 26 групп. В результате голландской, китайской, а затем и японской оккупации коренные жители Тайваня понесли потери населения и культуры, а в некоторых случаях даже геноцид. Некоторые из них, например, многие низменные племена, в значительной степени ассимилировались с китайцами, в то время как другие, такие как сайсият, бежали в горы или другие менее населенные районы. На сегодняшний день существует 16 племен, признанных тайванцами, и многие другие — нет.

Обзор традиционных территорий и истории коренных народов Тайваня

Коренных жителей Тайваня можно грубо разделить по географическим регионам, культурным и языковым отношениям. Три основных племени в северном горном районе Тайваня — атаял, сидик и труку — имеют общее языковое и культурное наследие: седик отделились от атаяла сотни лет назад, а труку отделились от седика. Вместе три племени занимают горы Северного Тайваня, включая Тайбэй, Таоюань, Мяоли, Синьчжу, Илань и северные участки Хуалянь, Наньтоу и Тайчжун. Саисият, вытесненный в северные горы, проживает в непосредственной близости от Атаяла в Мяоли, поэтому культурный обмен происходил на протяжении многих лет.

В центральной и нижней части Центральных гор Тайваня проживают Цзоу, Тао и Бунун. Цу населяют регионы через Наньтоу, Цзяи и Гаосюн и разделяют культурные и языковые связи с племенами канаканаву и саароа, расположенными дальше на юг. Тао живут недалеко от озера Солнце и Луны, в непосредственной близости от Седик и Бунун. Бунун разбросаны по горам Наньтоу, Гаосюн, Хуалянь и Тайдун.

Рядом с южным побережьем находятся реки Амис, Кавалан, Сакидзая, Пуюма и Пайвань. Территория Амиса простирается через равнины и побережья Хуаляня и Тайдуна. Они делят северную часть побережья с Каваланами, которые были родом из Иланя, и Сакидзая, коренными жителями Северного Хуаляня. Пуюма, когда-то доминировавшая в районе, который сейчас является городом Тайдун, теперь зажата между амисами, рукаями и Пайвань. Рукаи и Пайвань проживают на полуострове Пиндун, рукаи — в горной части, а Пайвань — у побережья. Эти группировки, будучи важными культурными показателями, имели менее выраженный социальный эффект, поскольку отдельные племенные единицы считали себя независимыми образованиями или частью более крупных кланов.

Лингвистическая кара Тайваня

Западные равнины Тайваня когда-то были населены различными низменными племенами: пазех, папора, бабуза и таока на центральных равнинах, а также сирайя, тайвоан и макатао на южных равнинах. Все эти племена серьезно пострадали от голландских ЛОС, а затем и от китайских колонистов. Королевство Миддаг, могущественная конфедерация на равнинах Среднего Запада, сопротивлялось голландцам и китайцам до начала 1800 года. Хотя многие люди ассимилировались с китайским населением, несколько оставшихся племен мигрировали в Пули, Наньтоу, где проживает большинство их потомков сегодня. Большинство этих племен еще не было признано тайваньским правительством, и многие из их языков либо вымерли, либо умирают, но лингвистическим исследованиям удалось возродить и оживить некоторых.

Рядом с южным побережьем находятся реки Эмис, Кавалан и Сакидзая. Территория Амиса простирается через равнины и побережья Хуаляня и Тайдуна. Они делят северную часть побережья с Каваланами, которые были родом из Иланя, и Сакидзая, коренными жителями Северного Хуаляня. Эта группа, которая, как полагают эксперты, была связана культурно и лингвистически, также включала ныне вымершие народы басай / кетагалан, которые жили в регионе, ныне известном как Тайбэй. Согласно испанским летописцам, оккупировавшим часть Северного Тайваня в 1600-х годах, басай / кетагалан были хорошо известны своими многоязычными способностями, близостью к торговле и морской деятельности и предлагали свои услуги в качестве мастеров и кузнецов другим народам западного побережья. Согласно устной истории Сакидзая,

Пуюма, когда-то доминирующая в районе, который сейчас является городом Тайдун, теперь зажата между амисами, рукаями и Пайвань. Рукаи и Пайвань проживают на полуострове Пиндун, рукаи — в горной части, а Пайвань — у побережья. Эти культуры имеют общую социальную структуру со строгими кастами знати и простолюдинов. Касты внутри сообщества нередко имели различную этническую принадлежность.

Эти более крупные этнолингвистические группировки не отражали политических разделений, поскольку отдельные племенные общины считали себя независимыми образованиями или частью более крупных кланов, и лишь очень редко формировались более крупные коалиции для борьбы с другими коалициями или захватчиками.

Вначале мореплавательные возможности Тайваня, хотя и оставили мало археологических свидетельств, были отмечены историческими наблюдателями. Записи династии Сун около 1000 лет назад напоминают о набегах на фуцзянское побережье «варваров» (вероятно, предков Басай/Кетагалан) на бамбуковом плоту (Нидхэм). Многочисленные записи в истории Китая и Японии также показывают, что полевые командиры и императоры с разной степенью успеха пытались посещать тайваньцев, колонизировать их и торговать с ними. Судя по археологическим и историческим свидетельствам, коренные тайванцы, вероятно, часто контактировали за границей и вели торговлю с китайцами, филиппинцами и европейцами, причем торговля с Филиппинами и остальной частью Юго-Восточной Азии началась как минимум с 1000 г. до н.э.

Культуры воинов

Племена Тайваня являются культурами воинов в чистом смысле слова, поскольку ожидается, что каждый мужчина в сообществе в какой-то момент станет воином и охотником. Коренные тайванцы хорошо известны как охотники за головами, и до того, как японцы поработили их, местные племенные войны и войны в более широком масштабе велись регулярно. Оружие, используемое племенами, включало копья, луки, каменные дубины и ножи /боевые мечи, а затем мушкеты и винтовки, которые были представлены голландцами, китайцами, а позже и японцами.

Некоторые высокогорные племена, такие как атаял, сидик, труку, бунун и пайвань, воспринимались как более воинственные, что создавало трения с иностранцами. К концу 20-го века коренные тайванцы уже столкнулись с голландскими ЛОС, династией Мин и Цин, Китаем, японцами (восстание Ушэ было самым известным и показанным в фильме «Воины радуги: Сидик бале), и даже военно-морские силы США во время инцидента с марсоходом, когда произошла стычка между пайваньскими племенами на юге Тайваня и американскими морскими пехотинцами. Коренные тайваньские воины также с отличием служили во время Второй мировой войны в отрядах «добровольцев Такасаго» (Takasago Giyiutai), и считались экспертами в джунглях как японскими, так и союзными войсками. Один из таких добровольцев, Теруо Накамура (Аттун Палалин/Суниуо), член племени амис, был последним известным японским противником, который выжил в джунглях Моротаи, имея лишь винтовку, горшок, зеркало и нож.

Сегодня нож по-прежнему является важным инструментом и символом многих коренных общин Тайваня. Это все еще считается незаменимым инструментом для выхода в кусты, и многие охотники заканчивают свою добычу ножом, поскольку винтовки, разрешенные тайваньским правительством по закону, не способны убивать более крупных животных, таких как кабан. Нож также является важным компонентом в других аспектах культуры коренных народов, таких как сбор ротанга и бамбука, как часть традиционной одежды, а также в ритуалах и фестивалях.

Перед ножом.

На протяжении доисторических времен на Тайване жили люди, по крайней мере, 20 000 лет; однако археология предполагает, что австронезийская говорящая культура, возможно, из того, что сейчас является Южным Китаем, недалеко от Фуцзянь, была принесена и распространилась по Тайваню около 4000-5000 лет назад. Названные культурой Dapengkeng, они, вероятно, были фермерами, выращивающими просо, с передовыми каменными инструментами и керамикой. Каменные тесла, каменные дубинки Пату и оставленные черепки глиняной посуды являются индикаторами их присутствия, также были обнаружены колотушки для коры, для изготовления ткани из коры, возможное происхождение ткани из коры и технологий производства тапы, которые можно найти на Тайване и по всей Австронезии. Народ Тайваня оставался неолитической культурой, по крайней мере, до 4000 лет назад.

Пату хранится в храме Уань в Тайнане, Тайвань

Предшественниками ножа в каменном веке на Тайване были каменные дубинки. Они, вероятно, играли ту же роль в культуре и домашней жизни, что и ножи, когда они были представлены. Из-за внешнего сходства с оружием маори эти дубины археологи назвали Пату. Эти продолговатые булавы имели хорошо отполированную плоскую поверхность и делались в основном из песчаника. Эти дубинки расположены по всему острову и, вероятно, распространены по всей Австронезии благодаря культуре лапита.

Пату

В эпоху неолита Юго-Восточная Азия высоко ценила нефрит, который широко продавался по всему региону. Фэнтяньский нефрит, разновидность нефрита, добываемого на участке Фэнтянь в Хуаляне, Тайвань, широко распространен в неолитических памятниках Юго-Восточной Азии, особенно на Филиппинах и в Южном Вьетнаме. На самом объекте наличие инструментов, используемых для добычи и обработки нефрита, похоже, указывает на то, что на восточном побережье Тайваня существовала промышленность, занимающаяся нефритом, и нефрит был основным экспортным товаром с другими регионами Тайваня и Филиппин, где он был торгуется с остальной частью Юго-Восточной Азии. Единообразие определенных типов изделий из нефрита по всему региону привело многих экспертов к постулату о существовании механизма передачи навыков, возможно, в форме странствующих мастеров или переселения квалифицированных рабочих.

Металлургия на Тайване

Самые ранние признаки металлургии были обнаружены на юго-востоке Тайваня на стоянках Цзюсяньглан, Бейнан и Гуйшань (все культуры имеют некоторое сходство с более поздними культурами Пайвань и Пуюма), где были обнаружены свидетельства обработки стекла, меди и железа. датируется примерно 500 г. до н.э., что примерно совпадает с железным веком на Филиппинах, где технология производства железа была введена культурой Са Хуйнь во Вьетнаме. Это отражается в слиянии модных и ювелирных стилей, а также во внезапном появлении меди на Тайване, которая является чрезвычайно редким природным ресурсом на острове. В течение следующих нескольких столетий обработка железа распространилась по всему Тайваню, и некоторые культуры, такие как Басай/Кетагалан, служили странствующими кузнецами для других общин.

Формозский нож

К тому времени, когда коренные тайваньцы вошли в историю, у каждого племени был свой фирменный стиль ножа. Однако все стили ножей имели ряд общих черт. Большинство лезвий не имеют долота, и все они были заточены долотом, чтобы облегчить их использование в качестве мачете. Во всех культурах существует 2 варианта рукоятки: либо конструкция рукоятки с углублением, позволяющая носить ручку, либо конусообразный хвостовик, который вбивают/выжигают на куске дерева, служащем рукояткой. У всех племен на Тайване были деревянные ножны в той или иной форме с открытые с одной стороны. Обычно он состоит из углубления, вырезанного в общем профиле ножа с одной стороны, при этом нож удерживается либо деревом, либо оберткой из ротанга, либо серией металлических проволок и пластин, прибитых гвоздями для обеспечения безопасности. Предположительно это было сделано для предотвращения накопления влаги внутри закрытых ножен.

Хотя для тайваньских ножей не существует типологии, традиционные ножи можно условно разделить на 2 или 3 группы в зависимости от вероятного распространения, географии, профиля лезвия и других характеристик: Лалау в северо-западном атаяльском стиле с широким сужающимся лезвием. Ножи типа Tsouic «Poyava» с однолезвийным профилем и узкие лезвия южнопайванского типа Tjakit. Хотя примеры ножей и мечей низменных племен все еще существуют, их недостаточно, чтобы определить племенную и географическую принадлежность, тем более что большинство из них были удалены из их исторического и культурного контекста. Однако большое разнообразие ножей, приписываемых культурам низин, делает вероятным, что многие из известных конструкций ножей, найденных на Тайване, возможно, возникли на Западных равнинах.

Первые ножи

Трудно точно определить, на что были похожи первые виды ножей, появившихся на Тайване. Археологические источники и зарубежные коллекции могут помочь подтвердить древность некоторых рисунков. На археологических раскопках на юго-западной равнине, датируемых 17 веком, было обнаружено несколько лезвий аналогичного профиля, однако из-за полутропического климата Тайваня многие из этих археологических находок находятся в плохом состоянии. Для этих примеров, ножны и другие приспособления не сохранились, но эти ножи отдаленно напоминают современные иконографические изображения сираянских ножей, которыми пользовались сирайские племена художниками из ранней династии Цин.

Нож Formosan из коллекции Датской Королевской Кунсткамеры

Особый нож, хранящийся в коллекции Королевской датской Кунсткамеры, также имеет некоторое сходство с археологическими образцами, найденными на юго-западе Тайваня. Было записано, что нож хранился в коллекции с 1743 года, но, возможно, был на несколько лет/десятилетий старше, таким образом, более или менее совпадающий с цинскими изображениями сираянских ножей. Этот нож, привезенный в Европу много веков назад, возможно, является самым старым неповрежденным ножом Formosan, который не подвергался экологической деградации и переработке, но из-за возраста этого конкретного ножа и отсутствия записей до его приобретения это сложно, а то и невозможно. чтобы точно определить, когда и где был изготовлен этот нож.

Длина ножа 44 см, и ножны имели стандартные характеристики, такие как провода, используемые для закрепления ножа, а также отличались перевернутым концом, который почти повсеместно встречается во всех ножнах, используемых коренными тайваньцами. Рукоятка — единственная в своем роде известная, так как большинство рукояток лезвий Formosan сужаются к лезвию, в то время как этот конкретный образец имеет пояс. Профиль клинка не похож ни на южный, ни на северный стили клинка, а скорее имеет черты обоих. У него одно скошенное поперечное сечение, как у северных лезвий, но соединение между рукоятью и лезвием напоминает соединение лезвий Южного Пайвана. Профиль лезвия напоминает слияние двух стилей с постепенным сужением, которое внезапно изгибается на последней части в острие, но остается узким у основания.

Конструкции равнинных ножей «Пингпу»

Нож Pingpu

Трудно классифицировать и оценить разнообразие ножей, используемых в различных ножах низинного пингпу, учитывая их собственное разрозненное происхождение и долгую историю. Многие, как ножи пазе и других северо-центральных племен западной равнины, напоминают ножи атаял, сеедик и сайсайят. Это могло быть результатом возможного общего наследия между группами или частой торговли. Юго-западные племена часто взаимодействовали с рукаями и пайвань и, возможно, разделяли их дизайн ножей, однако это было трудно установить из-за небольшого количества примеров, положительно идентифицируемых с юго-западными низменными племенами. Это большое разнообразие дизайнов может отражать либо источник, из которого разветвляются другие дизайны, либо скопление дизайнов из различных регионов, как внутри, так и за пределами Тайваня.

Нож Pingpu

Распространенная форма ножа, которую положительно отождествляют с низинными культурами, — это разновидность с короткой прямой спинкой, похожая на некоторые меньшие северные ножи в стиле лалау. Дизайн также напоминает боевые ножи, которые использовались ханьскими китайцами, которые эмигрировали и в конечном итоге ассимилировали низменные племена. На ножнах часто изображены художественные мотивы, часто напоминающие китайское искусство, что, возможно, указывает на то, что на производство этих ножей, возможно, повлияли китайские мастера.

Нож Pingpu

Репродукция сираянского ножа работы Куинлана Ву

Другой вариант низменного ножа Пингпу — полукруглый пузатый клинок, приписываемый сираянским народам, как были обнаружены археологические образцы. Хотя сходство с ножами Tsouic может быть случайным, поскольку существуют ограниченные доказательства передачи между культурами, вполне возможно, что эта форма ножа могла представлять собой тип ножа, который снова был широко распространен на Тайване.

Цоу Поява

Цзоу Поява/Появе (произносится как По-Ява) представляет собой класс ножей, которые используются народами, живущими вдоль Центрального горного хребта Тайваня. Профиль ножа напоминает удлиненный полукруг и отличается от других ножей Formosan.

Цоу Поява

Цоу, живущие в районе, окружающем национальный парк Алишань, используют эти ножи, называемые poyave no sungcu, что означает прямой нож, в сопровождении какаче, богато украшенного пояса, украшенного ракушками каури и другими декоративными материалами. Ножны этих ножей часто окрашены в красный цвет, поскольку красный цвет считался излюбленным цветом их бога войны, и к задней части ножен также часто прикреплялась деревянная полоса. В отличие от многих оболочек других народов Тайваня, помимо проволоки, ножны цоу также имели длинные плоские участки металла разной ширины. В прошлом в деревнях были кузницы, которые, согласно японским источникам, были частично построены ханьскими кузнецами из низин. Система подвески для ножей была разной на севере и юге,

У народа тао, живущего рядом с озером Солнца и Луны, также есть ножи с таким же профилем, что и у Появе. В обществе Тао клан Скапамуму контролировал все металлические изделия, которые другие кланы обменивали на другие товары. Фурнитура была аналогична Tsou, где использовались ремень и погон. Люди канаканаву, живущие дальше на юг, также использовали подобные ножи. Бунун, которые занимают территорию, которая окружает Цу, Тао и Канаканаву, используют большое количество разнообразных конструкций ножей, но также используют ножи, похожие на Пойаве.

Лалав Топув атаял

В Atayal также использовались ножи, похожие на Pojava, называемые Lalaw Topuw, которые напоминают баронг своим полукруглым профилем лезвия, за исключением того факта, что задняя часть лезвия полностью прямая и не имеет ложных лезвий. Atayal lalaw topuw использовались больше как инструмент, в основном были с сокетами (я еще не нашел ни одного) и обычно длиной менее фута. Когда его используют (обычная практика), его можно назвать Qopo.

Как указано в приведенном выше сегменте, археологические образцы ножей, приписываемые Сирайе, также напоминают Поява и Лалау Топув, и в основном это были меньшие образцы длиной менее фута. Несопоставимый характер распространения этих ножей, возможно, может указывать на некогда больший ассортимент и большую популярность на Тайване, которая с тех пор снизилась до того, что мы видим сейчас.

Дизайн северных ножей

Ножи коренных народов Северного Тайваня, включая атаял, сидик, труку, амис, бунун, сайсият и различные равнинные племена, имеют общие черты и методы изготовления. Хотя характеристики ножей очень похожи между разными народами, использующими их, эти культуры не обязательно напрямую связаны друг с другом, причем некоторые из них являются частью одной и той же макрогруппы, а другие вступают в контакт посредством миграции.

Воины Атаяла из деревни Тбаху, Синьчжу

Эти северные ножи имеют множество профилей лезвий, но имеют несколько общих черт. Лезвия обычно шлифуются долотом с плоской или выпуклой шлифовкой с одной стороны. Универсальной особенностью этих ножей является значительная ширина лезвия у основания и относительно узкий выступ, таким образом, выступ расположен ближе к центру лезвия, поэтому, несмотря на отсутствие защиты, лезвие выходит за пальцы, по существу, в форма валиков по обе стороны от ручки. Все лезвие обычно наклонено вперед, хотя угол сильно различается между ножами.

Атаялские народы, атаял, сеедик и труку, используют ножи, которые имеют широкий диапазон вариаций в зависимости от географических, функциональных и культурных влияний. По данным Музея аборигенов Формозы Шунг Йе, профили ножей Атаяла прямые на севере и становятся более изогнутыми к югу. Однако это утверждение, вероятно, является чрезмерным обобщением и оспаривается многочисленными примерами изогнутых лезвий в коллекции музея Вулай Атаяла (на самой северной оконечности территории Атаяла), фотографическими, устными и археологическими свидетельствами. Устные источники также предполагают, что ножи с прямой спинкой стали популярными после прихода японцев, поскольку на них повлиял дизайн штыков. эти прямые ножи иногда имели скошенную рукоять и обычно имели постоянный дистальный конус от основания лезвия до кончика, где он часто сужается более резко. Нож Saisiyat Malat более или менее напоминает разновидность лалау с прямым лезвием, при этом Saisiyat, возможно, разделяет дизайн после контакта с Atayal или унаследовал дизайн от коренных культур северо-западной равнины, отдаленно связанных с обоими Атаял и Саисият.

Изогнутые ножи Atayal неотличимы от ножей Seediq. Ножи обычно наклонены вперед и имеют постоянный изгиб и дистальный конус, что делает нож хорошим режущим и режущим инструментом. Нож изогнут назад, так что острие ближе к рукоятке, что делает нож полезным и для колющих ударов. Эти ножи обычно были 2-3 фута в длину, но большие ножи, предназначенные для охоты за головами и ведения войны, могут достигать гигантских размеров до 4 футов. Ножи Truku имеют большинство характеристик ножей Atayal и Seediq, но их универсальные ножи, как правило, остаются в основном прямыми и только изогнутыми и сужающимися примерно на ½ — длины.

У разнообразных ножей, используемых Атаял, Сеедик и Труку, есть определенные названия, которые отражают их функцию и использование. Общий термин, Lalaw или Lalaw behuw (Pucing — еще один термин, используемый некоторыми группами Atayal и Truku), часто использовался для охотничьих ножей длиной около 2-3 футов. Такис, кажется, был еще одним термином, используемым для этих ножей в некоторых диалектах Атаяла. Меньшие лалау, которые использовались в качестве универсальных ножей, также назывались мули в Атаяле и иногда использовались как копье или древковое оружие. Большие боевые мечи метровой длины иногда назывались Mgaga в Атаяле и Slmadac в Seediq. Они имели большее церемониальное и культурное значение и предназначались для использования в ритуальных войнах и охоте за головами. Они также были менее распространены, чем другие примеры, и чаще всего

Разновидность Атаяла Лалау

У Атаяла, Труку и Сеедика есть много объяснений различий в длине лезвия. Хотя можно представить себе, что длина лезвия ножей, используемых в более глубоких и лесистых районах, может быть короче и, следовательно, менее подвержена зацеплению за кусты, это, как правило, не так. Объяснение, которое часто оформляется как шутка, гласит, что более длинные клинки были более эффективны против сидячих ханьских китайцев, которые обычно окапывались для боя, в то время как более короткие клинки были более эффективны в перестрелках с племенными врагами, как более короткие клинки и молниеносные реакции могут означать жизнь или смерть. Это, хотя и используется соплеменниками в шутку, может объяснить географическое распределение длин лезвий, поскольку Труку, несмотря на то, что жили недалеко от открытых равнин Хуаляня, часто контактировали с соседними Седиком, Эмисом и Бунуном, часто использовали короткие лезвия,

Ножи Bunun Sinhailee напоминают ножи Atayalic во многих отношениях, их меньшие ножи напоминают Truku Pucing, а большие ножи напоминают боевые мечи Slmadac / Mgaga. Народы амисов, контактировавшие с труку, сидиком и бунуном, часто использовали клинки, похожие на изогнутый лалау.

Северные ножны и арматура

В большинстве северных ножей ножны состоят из деревянной доски с вырезом на одной стороне, с проволокой, прикрепленной к отверстию, чтобы удерживать нож на месте, но обычно одной фрикционной посадки достаточно, чтобы удерживать нож на месте. Часто приводится объяснение, что эти ножны с открытыми сторонами предотвращали улавливание влаги вокруг ножа. Традиционно эти ножны либо трапециевидной формы для ножей с прямой спинкой, либо для изогнутых ножей, повторяют форму лезвия и имеют «ложу» на конце рукоятки, которую часто удерживают при извлечении ножа из ножен. Этот приклад часто является основной отличительной чертой разных дизайнов. Многие пытались доказать, что эти вариации конструкции ножен можно использовать для различения ножей, используемых разными народами; тем не мение, учитывая, что мы часто видим одни и те же вариации ножен, используемых каждым племенем, это, вероятно, не является надежным показателем. Эти приклады либо напоминают необработанный ромбовидный узор с выступами с обеих сторон, либо «ложу» с выступом только на нижней стороне. В старину для украшения ложа использовались длинные кисточки из человеческих волос жертв охоты за головами. «Горло» ножен вырезано в форме «гарды для пальцев», хотя и немного нависает. Это служит своего рода платформой для большого пальца, с которой можно оттолкнуться, когда нож обнажен. По мнению некоторых соплеменников, древесину ножен можно использовать в качестве растопки для огня, и, возможно, для этой цели они были сделаны из легковоспламеняющейся древесины. с выступами с обеих сторон или «ложа», с выступом только с нижней стороны. В старину для украшения ложа использовались длинные кисточки из человеческих волос жертв охоты за головами. «Горло» ножен вырезано в форме «гарды для пальцев», хотя и немного нависает. Это служит своего рода платформой для большого пальца, с которой можно оттолкнуться, когда нож обнажен. По мнению некоторых соплеменников, древесину ножен можно использовать в качестве растопки для огня, и, возможно, для этой цели они были сделаны из легковоспламеняющейся древесины. с выступами с обеих сторон или «ложа», с выступом только с нижней стороны. В старину для украшения ложа использовались длинные кисточки из человеческих волос жертв охоты за головами. «Горло» ножен вырезано в форме «гарды для пальцев», хотя и немного нависает. Это служит своего рода платформой для большого пальца, чтобы оттолкнуться, когда нож обнажен. По мнению некоторых соплеменников, древесину ножен можно использовать в качестве растопки для огня, и, возможно, для этой цели они были сделаны из легковоспламеняющейся древесины. хотя над висит немного. Это служит своего рода платформой для большого пальца, чтобы оттолкнуться, когда нож обнажен. По мнению некоторых соплеменников, древесину ножен можно использовать в качестве растопки для огня, и, возможно, для этой цели они были сделаны из легковоспламеняющейся древесины. хотя над висит немного. Это служит своего рода платформой для большого пальца, с которой можно оттолкнуться, когда нож обнажен. По мнению некоторых соплеменников, древесину ножен можно использовать в качестве растопки для огня, и, возможно, для этой цели они были сделаны из легковоспламеняющейся древесины.

Среди этих ножей выделяются два стиля конструкции рукоятки, ни один из которых не доминирует ни в одном регионе. Один стиль — это простая ручка с углублением, которая присутствует на ножах по всему Тайваню, любой длины и дизайна. Обычно верхний конец гнезда остается открытым. Одним из объяснений было предотвращение скопления влаги внутри розетки. Лезвия меньшего размера с втулкой часто использовались в качестве копий, дротиков и древков, а также использовались в уникальной практике установки «штыков» на длинные луки при сокращении дистанции с животными или врагами. Деревянная ручка, хотя и не допускает такого универсального использования, тем не менее, широко распространена. Острие ножа имело форму шипа, затем его сжигали или врезали в кусок дерева конической формы и удерживали за счет трения. Хотя хвостовик обычно не был достаточно длинным, чтобы полностью пройти через ручку, когда это было, его не писали, а часто просто сгибали, как китайский тесак для мяса. Деревянная ручка, чтобы предотвратить раскалывание, была усилена проволокой или органическим материалом, обернутым / сплетенным вокруг в качестве захвата. Иногда на стыке лезвия и рукоятки устанавливается металлическая манжета, однако эта особенность чаще всего встречается на ножах, производимых сегодня, и реже в прошлом. Лезвие редко прикреплялось к рукоятке или приклеивалось, хотя некоторые засвидетельствовали метод, при котором хвостовик намеренно заржавел в рукоятке для лучшего сцепления с трением. Оба типа ручек были слегка овальными в поперечном сечении для облегчения совмещения краев. металлический наконечник устанавливается на стыке лезвия и рукоятки, однако эта особенность чаще всего встречается на ножах, производимых сегодня, и реже в прошлом. Лезвие редко прикреплялось к рукоятке или приклеивалось, хотя некоторые засвидетельствовали способ, при котором хвостовик намеренно заржавел в рукоятке для лучшего прилегания к трению. Оба типа ручек были слегка овальными в поперечном сечении для облегчения совмещения краев. металлический наконечник устанавливается на стыке лезвия и рукоятки, однако эта особенность чаще всего встречается на ножах, производимых сегодня, и реже в прошлом. Лезвие редко прикреплялось к рукоятке или приклеивалось, хотя некоторые засвидетельствовали метод, при котором хвостовик намеренно заржавел в рукоятке для лучшего прилегания к трению. Оба типа ручек были слегка овальными в поперечном сечении для облегчения совмещения краев.

Эти мечи обычно просто привязываются к «истинной талии», и поэтому их можно снимать при необходимости. Узел обычно представлял собой что-то вроде боулинового узла, который легко развязывался. В пояс часто включалась тканая часть. Эта практика немного отличается от Южных племен.

Южные ножи

Еще одна группа, которую можно рассматривать, — это клинки Пуюма, Пайвань и Рукай, которые на языке пайвань называются тьякит, на языке Пуюма/Пинуюмаян — ТаДау, а на языке Рукай — Лаб/Лрабу/Ринадруг.

«Прото Тьякит»

Хотя некоторые ранние образцы, приписываемые сирайе, отдаленно напоминают южные ножи, есть еще один археологический образец, который ближе к дому. Нож из коллекции Национального музея предыстории в Тайдуне имеет множество характеристик, которые можно найти в более поздних ножах Юго-Восточного Тайваня. Этот конкретный образец, вероятно, может быть отнесен к потомкам культуры Бейнан, близ равнины Тайдун, и имеет некоторые черты южных ножей. Он имеет цилиндрическую рукоять с тотемным изображением человека на рукояти, напоминающую более поздние клинки Пуюма, и узкий профиль лезвия, похожий на более поздние ножи этого региона. Хотя этот конкретный пример довольно короткий, вполне вероятно, что он напоминает древнюю форму ножей этого региона.

Культуры воинов Пайван, Рукай и Пуюма

Нож из Южного Тайдуна, найденный при археологических раскопках. Национальный музей доисторических времен

Исторически сложилось так, что пайван, рукай и пуюма имели сильные культуры воинов и создали мощные племенные многонациональные конфедерации / королевства, которые доминировали на большей части полуострова Пинтунг. Каждый мужчина должен был пройти общинную подготовку воина, что мало чем отличалось от популярной концепции спартанской эпохи.

Воины племен пайван, рукай и пуюма традиционно были вооружены копьями, щитами, мечами, иногда луками, а позже и ружьями, причем основным оружием были копье и щит. Южно-тайваньский щит обычно имеет горизонтальный захват по центру, прямоугольный и сделан из 1 или 2 деревянных досок. Многие щиты, изготовленные из 2 досок, часто имеют небольшое V-образное поперечное сечение, а место соединения между 2 частями закреплено натуральной веревкой, вплетенной через предварительно просверленные отверстия. Аналогично вплетена и ручка. Размеры этих щитов варьировались от размера тела до 1-2 футов в высоту, с постепенным уменьшением размеров по мере распространения огнестрельного оружия. Хотя со временем эти щиты потеряли большую часть своего боевого применения, они были сохранены как ритуальные и культурные объекты. Однако важно помнить о роли щита в прошлом, когда речь заходит о мечах Южного Тайваня.

Ножи Рукай, Пайвань и Пуюма

Эти лезвия, как и их северные собратья, имеют асимметричное поперечное сечение со стамеской, но уникальны тем, что имеют четко выраженную вторичную фаску на одной стороне лезвия. Эти лезвия с прямыми одинарными кромками имеют небольшой дистальный конус или его отсутствие, и, таким образом, края почти параллельны до кончика, где нож имеет угловой переход к кончику, подобно киссаки на японских клинках или кончике на китайских лезвиях. В этих южных лезвиях есть интересное изменение в том, что в более ранних лезвиях острие напоминало китайские лезвия, где линия заточки пересекается с острием, обеспечивая усиленный острие, а угол острия обычно составляет около 45 градусов, тогда как у более современных лезвий имеют кончик, очень похожий на японские киссаки, и слегка изогнуты. Вполне возможно, что это изменение началось с контактов с Японией, а затем оккупации Тайваня.

В Пайване было 2 различных типа ножей: универсальный нож/мачете, называемый «сисававуа-тьякит», и церемониальный боевой меч, известный как «ситджекалакала-тьякит». Мачете Tjakit обычно менее богато украшен и имеет либо ручку с углублением, либо простую деревянную ручку. Церемониальный меч Tjakit имеет исключительно богато украшенные деревянные ручки.

Ученые Филип Том и Шеррод В. Андерсон также смогли определить, что эти ножи были сконструированы с использованием конструкции qianggang / Sanmai, где более мягкая, бедная углеродом сталь зажата вокруг стали, богатой углеродом, которая также образует кромку, и подвергается термообработке со «значительной навык». Это привело их к установлению отношений с китайскими клинками из династии Сун и ранее.

Семейство ножей типа Tjakit доминирует на большей части Южного Тайваня. В то время как доминирующий нож для культур Пайвань, Рукай и Пуюма, этот тип клинка был принят многими соседними народами, в том числе южными амисами, бунунами, Хла’ала/Саароа, а также более поздними прибывшими тайвоанами и макатао, хотя такие аспекты, как ножны и украшение ручки было менее распространено.

Подгонка и обработка южных ножей

Благородный Рукай

У пайвань и рукаай орнамент имеет первостепенное значение. В отличие от остальных племен Тайваня, южные племена имели строго стратифицированную социальную структуру, напоминающую кастовую систему, с отдельными дворянскими семьями. Считающийся одним из 3 сокровищ пайваньской культуры, наряду с изготовлением боковых стеклянных бус и керамикой, Пайвань Тьякит был создан Пулимой, аристократической кастой, служившей мастерами для предметов престижа. Тьякит, наряду с двумя другими сокровищами, часто дарили в качестве подарка высокого статуса во время особых случаев, таких как свадьбы, либо в качестве приданого, либо в качестве выкупа за невесту, либо в качестве подделки союза. Рукоятки и ножны ножей Paiwan, Rukai и Puyuma украшены резьбой и росписью, чего обычно нет во многих других племенных ножах Тайваня.

Ножны имеют прямоугольную/трапециевидную форму, чтобы соответствовать форме ножа, но конец изогнут вверх, как нос корабля. Выступы на конце часто маленькие и декоративные, хотя некоторые, в частности, у Пуюмы, простираются на несколько дюймов. Подобно северным ножнам, южные ножны часто имеют провода, прикрепленные к бокам, чтобы удерживать лезвие в безопасности, но в отличие от северных, эти провода также выполняют декоративную роль, скручиваясь, свертываясь и изгибаясь в узоры. Провода, идущие почти по всей длине ножен, — общая черта. Иногда наклеивают или притачивают деревянную или металлическую пластину, поверхность которой также служит холстом для декора.

Конструкция рукояти похожа на северные ножи, хотя с большим акцентом на украшение. Ручки с носками обычно украшены плетеной ручкой из ротанга или травы. Конструкция деревянной рукояти различна, так как некоторые ножи имеют сквозной наконечник с забитым на конце наконечником (распространенный в китайских столовых приборах, часто используемых китайскими поселенцами по всему Тайваню) или наконечник, который вбивается в кусок дерева и запечатывается клеем. Более престижные деревянные ручки часто снабжены наконечником и имеют цилиндрическое, прямоугольное или приплюснутое восьмиугольное поперечное сечение, иногда сочетание вышеперечисленного. Каждая поверхность была вырезана, раскрашена и инкрустирована драгоценными металлами, камнями, перламутром и другими декоративными элементами. То же самое относится и к ножнам. Нередко можно найти китайские или японские монеты, приклеенные или вставленные в ножны, иногда даже используемые в качестве небольшого защитного диска, хотя защита была далеко не универсальной. Акцент на украшении, вероятно, связан с пристрастием племен рукай и пайван к резьбе по дереву, а рукоятка и ножны служат поверхностью для демонстрации мастерства. Мотивы / тотемы выкованы из металла и вырезаны на дереве, распространенными из которых являются лица, часто представляющие предков, и “стошаговая гадюка” (Дейнагкистродон), животное, имеющее большое значение для пайван, рукай и пуюма.

Тьякит, собранный Лоренсом Лангевисом, этнографом начала 20-го века. Фото и описание любезно предоставлены Питером Деккером из Mandarin Mansion

На верхней части многих ножен Пайвана часто имеется коробочка или выступ. Они имеют примерно трапециевидную / прямоугольную форму и выдолблены для хранения таких материалов, как трут. Нож, когда он находится в ножнах, эффективно служит “крышкой” для коробки. Это либо облегчает, либо диктует способ ношения тьякита, при котором боковая сторона ложа подпирает ножны таким образом, чтобы лезвие было обращено вверх. Существует примерно 2 способа привязать тякит к талии. Серия из 4 отверстий часто встречается либо на передней, либо на задней стенках коробки, либо на лицевой стороне самих ножен, когда коробка отсутствует. Шнур обычно продевается через каждый набор из 2 отверстий и завязывается, образуя 2 петли для ремня, который затем обвязывается вокруг талии. Более церемониальным способом ношения тьякита было бы обвязать или обернуть богато украшенный плетеный шнур из рами вокруг ножен (обычно прямо за коробкой), а затем использовать оставшуюся часть шнура в качестве пояса. В отсутствие футляра некоторые ножи имеют небольшой деревянный выступ, напоминающий полоску, а многие ножны, особенно Рукай и Пуюма, не имеют такого выступа.

Знакомство с Amis/Pangcah

Amis/Pangcah — коренные жители, населяющие большую часть восточных равнин. Различные колониальные державы пытались классифицировать большую часть людей Восточной равнины как амисов, и в прошлом отдельные народы, такие как кавалан и сакидзая, также были объединены, однако с тех пор это изменилось.

Хотя их часто считают одной группой, существуют различные региональные организации. Панка часто разделяют на несколько групп:

  • Натароан / Нанши 南 勢 (оранжевый на карте): северный район недалеко от города Хуалянь, включая поселения, такие как деревня Цикасуан.
  • Siwkolan / Xiugulan 秀姑 巒 (красный на карте): занимает большую часть южной половины равнины Хуалянь.
  • Тавалонг-Ватаан / Прибрежный (синий на карте): занимает южную половину побережья Хуалянь, включая такие деревни, как Чепо.
  • Фаранго-Маран / Тайдун 台 東 (зеленый на карте): занимает большую часть побережья Тайдун, включая такие поселения, как Фарангао и Атолан.
  • Палидо / Хенгчун 恆春 (Бежевый на карте): общины Панка разбросаны по внутренней равнине Тайдун (поселки Луе и Цишанг) и в регионе Хенгчун в округе Пиндун.
  • Митрополит Эмис: различные общины Эмиса, базирующиеся в крупных мегаполисах Тайваня.

Считается, что амис около равнины Северного Хуаляня, возможно, вторглись сюда после того, как Сакидзая и Кавалан потерпели сокрушительное поражение от рук вооруженных сил династии Цин, из-за чего многие народы Сакидзая и Кавалан спрятались и ассимилировались в близлежащих деревнях Панча. Как прибрежный народ, Панка хорошо известен своими рыболовными и морскими традициями. Однако не все общины основаны на воде, поскольку такие поселения, как Кивит, Серох и Цикасуан, расположены внутри страны. Однако особенностью, объединяющей разрозненные группы Панка, является возрастная социальная иерархия, в которой различные возрастные группы выполняют определенные роли в обществе. Многие ученые считают, что жители современного поселения Фарангао возле города Тайдун были первыми австронезийцами, совершившими опасное путешествие, чтобы заселить острова Юго-Восточной Азии, Микронезии.

Ножи Amis/Pangcah

Нож натароанца Эмиса

Что касается материальной культуры, панка вобрала в себя многое из соседних культур, таких как Труку, Сакидзая, Кавалан, Пинуюмаян (Пуюма) и Пайвань. Таким образом, ножи Pangcah, называемые Funos/Vunos, сильно различались в зависимости от региона, и, как и многие другие вещи на Тайване, существует континуум Север-Юг: северные ножи напоминают атаялик-ларав, а южные ножи напоминают тьякит.

Натароанец Эмис и, возможно, сивколан Эмис, в результате контакта с Труку, Седиком и Бунуном, использовали ножи, похожие на лалау. Это также верно и для близких родственников народа сакидзая, живущих в непосредственной близости от натароанских амисов. На юге Фаранго-Маран и Палидо Эмис использовали ножи, аналогичные соседнему Пуюма.

Ножи Фаранго-Марана Эмиса

Интересной особенностью многих ножей Amis является ручка, которая асимметрична, в отличие от большинства ручек для ножей на Тайване. Он принимает разные формы: выступающий наружу у основания ручки или полностью изогнутая ручка, как у многих боло и парангов в Юго-Восточной Азии. Хотя эта особенность характерна для обычных универсальных ножей семейства Amis, она чаще всего присутствует в типе ножей, известных как «подарочные ножи». Эти ножи обычно имеют длинные, изогнутые, узкие лезвия с фурнитурой, полностью сделанной из бычьего рога, инкрустированной перламутром. Чаще всего ножны из бычьего рога полностью закрыты, в отличие от односторонних ножен, используемых на Тайване.

Сочетание этих характеристик: асимметричные ручки, аксессуары из бычьего рога и полностью закрытые ножны, уникальное для Тайваня, широко распространено на островах Юго-Восточной Азии. Учитывая мореходные возможности Amis / Pangcah, наряду с другими факторами, такими как некоторая степень разборчивости между амисами и некоторыми филиппинскими языками, вполне возможно, что эти особенности могли быть результатом иностранного влияния, возможно, со стороны Филиппин и за их пределами.

Возможные взаимодействия и отношения с ножами других культур

Формозские ножи относительно уникальны в мире этнографического оружия и доспехов. Это неудивительно, учитывая относительную изоляцию коренного населения Тайваня. Отличительными и «объединяющими» (до некоторой степени) чертами ножа Formosan являются:

  • Ножны с открытым лицом
  • Поперечное сечение грунта долота
  • Варианты деревянной рукоятки и рукоятки с втулкой для каждого ножа

Поскольку эти особенности присутствуют в ножах всех коренных культур Тайваня, это может указывать на их общее происхождение. Когда мы немного расширим сферу нашей деятельности, мы также сможем найти стили ножей в регионе (Юго-Восточная Азия и Восточная Азия), которые действительно имеют общие черты, в частности, семейство ножей Боло на Филиппинах и мечи, используемые в Восточном регионе Тибетское плато.

Это принесло бы пользу нашим усилиям по помещению аборигенной тайваньской ножевой культуры в более широкий контекст этнографического оружия путем изучения подъема и распространения железа и стали по всей Юго-Восточной Азии. Это оказалось сложной задачей, поскольку условия всего региона особенно плохи для сохранения железа, поэтому самый простой способ определить использование железа в регионе — это найти признаки производства железа, такие как наличие литейных заводов и шлаков. Как обсуждалось ранее, самые ранние археологические свидетельства обработки железа на Филиппинах и на Тайване датируются примерно 200 г. до н.э., а их прародителем была культура Са Хуйнь во Вьетнаме, связанная с народом Чам, а затем с королевством Чампа. Железо путешествовало по давно установившейся торговой сети между Южным Вьетнамом, Филиппинами и Тайванем. которая ранее распространила серьги в стиле линглинг-о и экспортировала нефрит из Тайваня для изготовления этих серег. Существование такого торгового пути и передача технологии обработки железа делает правдоподобным, что конструкции ножей также передавались, возможно, в форме странствующих мастеров, практика, которая была широко распространена во всем регионе. Используя эту структуру, мы также можем изучить возможную связь с ножами / мечами Восточного Гималайского плато.

Предварительные ссылки

Учитывая, что истоки местной тайваньской металлургии можно проследить от Филиппин до материковой части Юго-Восточной Азии, мы можем ожидать найти общие черты лезвийных инструментов по всему региону, возможно, от общей формы ножа предков. Формозский нож, возможно, из-за его относительной изоляции от других культур, возможно, сохраняет многие базовые характеристики ножей и мечей железного века Юго-Восточной Азии. Три отличительные особенности ножей Formosan, возможно, являются некоторыми из этих характеристик, но редко встречаются вместе в других культурах ножей. Тем не менее, каждую из этих особенностей можно найти в ножах по всей Юго-Восточной Азии и за ее пределами, поскольку заточенные лезвия широко распространены во всем регионе, а рукоятки с втулками обычно встречаются в ножах и других инструментах с лезвиями в Юго-Восточной Азии.

Ручки с гнездами

Помимо широко распространенного использования лезвий с долотом в Юго-Восточной Азии, еще одной общей чертой ножей в этом регионе является рукоять с втулкой. Как и на Тайване, ручка с углублением — это просто еще один вариант ручки, наиболее распространенным вариантом является скрытый хвостовик. Фактически, использованный метод изготовления — прожигание хвостовика через рукоятку, усиленную обжимным кольцом, а иногда и оберткой рукоятки, очень похож во всем регионе, например, в Камбодже, Вьетнаме, Малайзии, Лусоне и Тайване.

На материковой части Юго-Восточной Азии Dha / Daab / Dav, используемые бирманцами, тайцами и кхмерами, мало похожи на формозские ножи. В этом нет ничего удивительного, поскольку многие эксперты считают, что это конкретное семейство мечей возникло в приграничном регионе между Китаем и Бирмой, возможно, вытеснив более ранние формы систем оружия. Несмотря на популярность Dha, многие универсальные ножи и мачете имеют рукоятки с углублениями, например камбоджийский Kakok / Kambet Bantoh. Kakok / Kambet Bantoh, обоюдоострый серповидный «мачете», часто крепится на шесте / ручке разной длины, а ручка с углублением обеспечивает большую гибкость. Тайцы также используют аналогичный инструмент, у которого также обычно есть ручка с втулкой. Также интересно отметить, что эти ножи отдаленно напоминают профиль Качин Дао, Нага Дао, и Ачанг-Хуса в более разрозненных регионах. Это, возможно, представляет собой выживание когда-то широко распространенной культуры ножей, которая была низведена до статуса лезвийных инструментов, поскольку другие конструкции были представлены и удерживались на более высоком уровне престижа.

Восточное тибето-бирманское нагорье

Мэтт Истон из Scholagladiatoria размышляет о сходстве между ножнами Сиккимского запрета и тайваньским ларавом

Восточное Гималайское плато представляет собой перекресток культур, народов и империй, зажатый между индийской, тибетской, китайской и бирманско-тайской цивилизациями. Именно через этот регион индуизм, буддизм, санскрит, архитектура, металлургия и многие другие влияния распространились из Индии в Юго-Восточную Азию. В то время как Индокитайский полуостров населен тай-кадаем и австронезийцами, ряд тибето-бирманских народов населяет его северо-западную границу. Хотя конструкции ножей / мечей в этом регионе сильно различаются, некоторые, по-видимому, переняли влияние китайских дао и мечей, ножны с открытыми сторонами, похоже, являются общей традицией. Сиккимский запрет и, в некоторой степени, тибетские мечи / ножи «Дпаадам» и бутанский патаг имеют ножны с открытым лицом, напоминающие тайваньские. Особенно, Форма этих клинков в чем-то похожа на форму Paiwan Tjakit, поскольку многие бутанские мечи Patag также имеют рукоятки с восьмиканальным поперечным сечением и имеют схожий профиль лезвия. Однако вполне вероятно, что форма этих лезвий давно изменилась по сравнению с первоначальной конструкцией, которая когда-то могла быть популярна во всей Юго-Восточной Азии.

Качин, нага, апатани и дэн, живущие поблизости, используют множество ножей, которые не только похожи на тайваньские ножи, но и имеют предварительную связь с гораздо более древним и широко распространенным дизайном. Самая привлекательная особенность этих ножей — ножны, которые очень напоминают тайваньские ножны, особенно с равномерно расположенными полосами ротанга, которые удерживают лезвие в ножнах. Однако особенности, которые менее похожи на тайваньские ножи, возможно, привлекают более интересные связи, которые имеют более широкое значение. Связь с ножами мачете / «кустарник» Таиланда и камбоджийским Kambet Bantoh может быть нарисована, поскольку дизайн почти идентичен варианту Naga dao с длинной рукоятью.

Некоторое смутное сходство между Нага/Качин Лингин Дха, Дэн и Апатани Дао в Восточной Индии и редким археологическим примером меча железного века, найденного на Яве, приписываемого культуре Донгсона.

Рукоять, найденная в Нага и Дэн Дао, и широкий веерообразный профиль клинка сильно напоминают мечи железного века, найденные на Яве. Эти мечи с расширяющимися у основания рукоятками и аналогичным профилем клинка приписываются культуре Донгсона во Вьетнаме, но также сильно напоминают индийские мечи раннего железного века, похожие на кханда, что, возможно, указывает на раннего кхандаподобного предшественника мечей. Юго-Восточная Азия.

Даякские ножи

Даяки Борнео по традиции продолжали жить в современную эпоху. Неотъемлемой частью их культуры и образа жизни являются разнообразные ножи, мечи и клинковые инструменты, уникальные для их культуры. Парангский нож, Пандат и мечи Мандау принадлежат к одному семейству лезвийных инструментов, при этом некоторые из них, такие как Мандау и Пандат, занимают более высокий статус в качестве оружия войны. Интересный пример, Паранг Латок, служебная версия Пандата, используемая бидаю из Саравака, часто можно увидеть с открытыми боковыми ножнами. Обычно Бидаю объясняют, что ножны с открытыми сторонами предотвращают накопление древесной стружки и пыли в обычных ножнах. Возможно, более показательным является способ изготовления ножен в этом регионе. Углубления вырезаны на двух кусках дерева и зажаты вместе, чтобы соответствовать лезвию. Вместо использования клея или гвоздей, плетеный ротанг (Simpai) используется для обертывания двух сторон ножен вместе. Этот тип конструкции легко можно превратить в ножны с открытым лицом, поскольку все, что для этого требуется, — это снять одну сторону ножен и отрегулировать обертку simpai.

Паранг Латок с открытыми боковыми ножнами

Помимо того, что они иногда используют ножны с открытыми боковыми стенками, даяки также используют концепцию ручек с гнездами. Обычно они изображены на ножах, которые должны были работать как нож, так и рукоять. Однако они встречаются реже.

Ножи Лусона и Кордильер

Ножи Лусона и, в частности, Кордильер, возможно, больше всего похожи на местные тайваньские изделия. Ножи пинахиг и хиналуг используются племенами игорот из Кордильерского региона острова Лусон и обладают тремя характерными чертами ножей Formosan: заточенным клинком, цельной рукоятью с гнездом и ножнами с открытыми сторонами. У игорот также есть множество культурных сходств с коренными тайваньцами, такими как их традиционная одежда и практика татуировки. Личные отчеты также свидетельствуют о некоторой степени разборчивости языка игорот и языка амис и, возможно, языка пайвань на Тайване. В результате изоляции в высокогорье Кордильеров.

Клинки игорот

Тип филиппинского кинжала, который, возможно, случайно был назван Баларао, на самом деле может быть лингвистическим родственником Атаяла Ларав на Тайване. Хотя кинжалы редки на Тайване, они встречаются в некоторых регионах. На острове Ботель Тогабо у людей ями/дао, тесно связанных с народом иватан с островов Батанес к северу от Лусона, есть кинжал, напоминающий филиппинский баларао. Эти кинжалы обычно вешают на шею и иногда имеют окончатые ножны. Сам кинжал довольно маленький, но ножны часто богато украшены резьбой. Помимо использования Тьякита, у Пайвани также были ритуальные кинжалы, которые не похожи ни на одно другое оружие или инструмент на Тайване и очень напоминают Баларао по профилю клинка и форме рукояти, хотя и гораздо более изысканно. Ножи Ями/Дао также очень похожи на ножи Формозы, отдаленно напоминающий тьякита с перевернутым кончиком. Подобные ножи были найдены среди Эмисов и Пуюма. Поскольку ями/дао часто видели на побережьях Формозы, торгуя с народами Юго-Восточного Тайваня, наряду с тесным контактом между Ботелем Тобаго и Формозой с Филиппинами в далеком прошлом, вполне вероятно, что обмен культурой ножей имел место очень часто.

Предварительная гипотеза

Возможно, мы сможем составить приблизительную картину того, как лезвия и ножи распространились по Юго-Восточной Азии, с пониманием того, как некоторые архаичные черты удалось сохранить на Тайване. Вообще говоря, около 200 г. до н.э. металлургия (и с помощью инструментов с прокси-клинками) быстро распространилась по островам Юго-Восточной Азии по хорошо налаженным торговым путям, ранее использовавшимся для торговли нефритом. Поскольку условия для сохранения железа в этом регионе особенно плохи, мы должны полагаться на уцелевшие культуры лезвийных инструментов, чтобы экстраполировать то, что производилось и распространялось на заре железного века в Юго-Восточной Азии.

Судя по скудным археологическим остаткам и современным художественным изображениям, похоже, что на Яве железного века был популярен меч, похожий на кханда, который использовался в Индии в то время. Такой дизайн мог быть отражен в Naga/Kachin Dao, который разделяет расширяющийся профиль лезвия и дизайн рукоятки. Похоже, что идея односторонних ножен также присутствовала и распространилась в то время, ее разделяли многие отдаленные регионы. Со временем некоторые, такие как Sikkimese Ban, Tibetan Dpa’dam, Bhutanese Patag и, возможно, Paiwan Tjakit, похоже, продолжали использовать односторонние ножны, но приняли больше профилей лезвий под влиянием Китая.

На материковой части Юго-Восточной Азии меч типа Dab/Dha, похоже, занял доминирующее положение среди престижных клинков в средние века, но более архаичные черты, возможно, сохранились в сельскохозяйственных орудиях и инструментах с клинками, таких как Kambet Bantoh и родственные ему. мачете/топоры. Эти топоры/инструменты вместе с другими типами лезвий были распространены на островах Юго-Восточной Азии, что привело к появлению таких традиций, как болос на Филиппинах и в Паранге, топоры Калинга в Кордильерах и другие ножи/мечи даяков, многие из которых ножи значительно расширились. И на Филиппинах, и в Малайзии односторонние ножны все еще используются и, возможно, когда-то были широко распространены. И во всем регионе использование как деревянных рукояток, так и рукояток с втулками отражает двойственность этих ножей как оружия и инструментов.

Возможно, что все эти черты когда-то были общими для древней культуры ножей, которая достигла Тайваня после распространения из Восточной Индии через Юго-Восточную Азию в Тихий и Индийский океан. Также возможно, что эти особенности стали популярными во всем регионе в разное время в истории и сохранились на Тайване. Благодаря дальнейшим археологическим свидетельствам и более интенсивным исследованиям ножей и инструментов в этом регионе, мы, возможно, сможем лучше понять развитие ножей на Тайване во взаимосвязи с остальной частью Юго-Восточной Азии. Однако мы можем быть уверены, что изначально уникальные особенности ножей Formosan фактически отражают связи и узы, которые коренные жители Тайваня имели с остальной частью Юго-Восточной Азии.

Предварительная схема классификации ножей Тайваня

Местные и традиционные тайваньские мастера-клинки

Когда-то на Тайване ножи производили коренные жители, которые либо жили в общине, либо работали странствующими мастерами. С увеличением количества китайцев с материка, китайские кузнецы обменивались технологиями и, вероятно, получали заказы от коренных жителей для изготовления определенных конструкций. У нас также есть записи о найме китайских кузнецов для создания кузниц в общинах коренных народов по всему Тайваню. С приходом японцев были введены более новые методы и стили, и некоторые местные кузнецы даже подверглись нападкам японцев для участия в войне. Одним из таких примеров является деревня Труку Тонгмэнь в Хуаляне, где, по словам местных жителей, японцы сконцентрировали семьи кузнецов клинков,

Хотя эти кузнецы имели прямое влияние из Японии, есть свидетельства того, что местные кузнецы действительно практиковали раньше в истории. В конце концов, различия в конструкции лезвий на Тайване делают маловероятным, что эти лезвия были поставлены исключительно из торговли. Как указывалось ранее, кузнечное дело, похоже, было завезено на Тайвань около 1000 лет назад с Филиппин, то есть за 600 лет до того, как произошло какое-либо крупное китайское поселение. На археологических раскопках по всему Тайваню были обнаружены различные литейные заводы. В то время как деревни на доисторическом Тайване насчитывали от 200 до 300 человек, они часто образовывали более крупные политические образования, а в некоторых случаях и надплеменные политические группы. В этих условиях и повсеместное распространение ножей в жизни и культуре коренных народов до колонизации.

Между окончанием Второй мировой войны и выходом Китайской республики из состава ООН многие фабричные сувенирные ножи были проданы американскому персоналу, дислоцированному на Тайване. Они часто содержали смесь мотивов культур Тайваня и, вероятно, были созданы специально для туристического рынка. Многие из этих ножей с тех пор появились на eBay и других аукционах:

Сегодня существует всего несколько традиционных производителей ножей, многие из которых изготавливаются китайскими кузнецами-ханьцами по всему Тайваню по заказу соплеменников. Лезвия часто заказываются соплеменниками, которые затем сами изготавливают фурнитуру. Есть основания предполагать, что такие отношения существовали и в прошлом, поскольку многие антикварные лезвия имеют отметки китайских производителей, а также элементы китайского декора, такие как китайские монеты, а также художественное оформление и инкрустацию в китайском стиле. Сегодня большинство мастеров Пайвань, Рукай и Пуюма покупают заготовки для ножей, выкованные в соответствии с их спецификациями местными китайскими кузнецами, и изготавливают свои собственные приспособления для ножей. В последнее время кузнецы в районе Даси, Таоюань, выковали ножи по образцам коренных народов в результате участия в академических усилиях по копированию археологических находок Лалау.

Местные кузнецы тоже существуют, но их труднее найти. Деревня Труку в Тонгмэне («Бронзовые ворота» по-китайски, произвольное название) давно известна как горячая точка для изготовления ножей у коренных народов. Японцы переселили их в этот регион и заставили производить клинки для военных нужд. В настоящее время в деревне проживает около 6 семей кузнецов клинков, самая старая из которых насчитывает 6 поколений. Сегодня эти кузнецы больше не делают ножи японского дизайна, а вместо этого создают ножи с традиционным узором, в основном из листовых рессор грузовых автомобилей, а также различные кухонные и фермерские лезвия. Эти кузнецы также сохранили традиционные методы, такие как выжигание хвостовика на предварительно вырезанных деревянных ручках и закалка лезвий в воде, чтобы сохранить твердый край, но упругий стержень.

По мере того как металлургия и кузнечное дело приходили в упадок как в коренных, так и в некоренных общинах Тайваня, кузнецы Тонгмэнь воспользовались случаем, чтобы предоставить клинки коренным общинам Тайваня, начав с традиционного производства Труку, но постепенно расширившись до изготовления всех видов местные ножи со всего Тайваня. Популярность клинков Тонгмэнь в общинах коренных народов на Тайване привела к широкому распространению ножей в стиле лалау и труку-пуцинг другими коренными народами Тайваня, поскольку многие культуры, такие как Сакидзая, Кавалан и некоторые деревни амис, могли когда-то иметь. но 5постепенно переняли ножи в стиле Труку, поскольку производство ножей пришло в упадок в их собственных общинах, а коренные народы Тайваня становились все более и более взаимосвязанными.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.