Кортик авиационный офицерский образца 1949 г.

Клинок прямой, стальной, двулезвийный, ромбического сечения, никелированный, без долов. На пяте проставляется заводское клеймо, год выпуска и номер кортика.

Рукоять бочкообразная со сглаженными краями, из пластика, цвет которого колеблется от светло-желтого до кирпичного и темно-оранжевого цвета, что обусловлено воздействием на него солнечного света. При этом, на кортиках, долго лежавших на полках, рукоять с одной стороны может быть значительно темнее, чем с другой.. Навершие рукояти латунное, винт крепления выполнен в виде шайбы с латунной пятиконечной звездой. Звезда на навершии кортика отливалась с круглым основанием одной деталью и не изменялась на протяжении всего периода производства кортиков. Герб на верхней втулке рукояти с 1949 по 1957 год содержит 16 полосок, символизирующих флаги республик, входящих состав СССР. В середине 1957 года на карте появляется герб с пятнадцатью полосками. Крестовина рукояти латунная, S-образная. У основании рукояти коническая латунная втулка, в которой располагается кнопка, соединенная с двумя пружинами у пяты клинка, предназначенными для фиксации клинка в ножнах.

Ножны деревянные, обтянутые черной кожей. Прибор ножен состоит из латунного наконечника, устья с гравированным изображением летящих самолетов и гайки с кольцом для подвеса. На внешней стороне устья нанесено изображение эмблемы военно-воздушных сил – двухлопастный пропеллер самолёта с крыльями по бокам в лучах восходящего солнца, на внутренней – два реактивных самолета, взлетающие справа от Спасской башни Московского Кремля. В правом верхнем углу над самолетами волнистыми линиями схематично изображены облака. В период 1949-55-х. годов стена Кремля прямая. С 1956 по 1958 год кремлевская стена изображается в проекции. Кожа ножен на некоторых экземплярах 1949 года выпуска имеет зернистую структуру, но это быстро сходит на нет и в последующем на всех картинках ВВС кожа на ножнах гладкая.

Приказом министра вооруженных сил СССР от 24 февраля 1949 года кортик был возвращен в советские ВВС, где и носился с парадной и парадно-выходной формой одежды генералов и офицеров авиации вплоть до 1958-го.
Кроме того, постановление Совета министров от февраля 1949 года, утвердившее новые образцы обмундирования для военно-воздушных сил, допускало ношение кортика и при повседневной форме одежды вне строя.
Курсанты авиационных училищ получали кортики вместе с первыми офицерскими погонами и дипломами об окончании высшего военного учебного заведения, по аналогии с курсантами ВМФ.
Директивой Генерального штаба СССР от 20 мая 1955 года № МП-132 было разрешено офицерам, увольняемым в запас с правом ношения формы одежды, оставлять кортики, если они были получены при нахождении в кадровой должности.
С 1958 года кортик перестал являться личным оружием офицеров и генералов ВВС и впредь выдавался по особому указанию для участия в парадах.
Применительно к морской авиации, офицеры летного состава, окончившие авиационное училище в период с 1949-го по 1958 год, получали при выпуске авиационные кортики. Все остальные офицеры морской авиации, а также прапорщики и старшины сверхсрочной службы, имели военно-морские кортики образца 1945 года.
Внешне авиационный офицерский кортик практически полностью повторяет военно-морской кортик образца 1945 года, и имеет единственное отличие в художественном оформлении устья ножен. В остальном же, детали и параметры авиационного кортика абсолютно идентичны военно-морскому. По этой причине авиационный кортик иногда также именуют кортиком образца 1945 года, однако, принимая во внимание тот факт, что впервые данный кортик появился лишь в 1949-ом, подобное название изначально ошибочно.

В отношении авиационного кортика справедливы те же замечания, что распространяются и на военно-морской. Так как производились кортики на одном заводе и различались лишь рисунком на устье ножен, то нюансы изготовления в разные периоды были одинаковы. Для авиационных кортиков, выпущенных до 1956 года включительно, так же характерна позолота прибора с клеймами на металлических деталях, встречаются образцы с черным фоном изображения на устье ножен в 1951 году с изменением технологии золочения.  В самом начале 1957 года позолоченные кортики собирают из запчастей изготовленных в 1956 г., затем позолота с кортика пропадает и несколько месяцев кортики выпускаются без какого-либо покрытия с фурнитурой из голой латуни. В конце 1957 — начале 1958 года кортики покрывается лаком под золото.

На лицевой части пяты клинка всегда проставляется заводское клеймо. В период 1949 — 1955 годов клейма имеет вид букв ЗИК и 4 цифры года выпуска. В 1956 год выпуска на клейме не проставляется. В начале 1957 года когда кортики собирались из комплектующих выпущены в 1956 заводской клеймо такой же как в 1956, но год выпуска проставляется с оборотной стороны под номером

С середины 1957 года заводское клеймо приобретает привычный вид, но год выпуска теперь поставляется не в четырехзначным, а в двузначном формате. Тот же вид заводского клейма сохраняется и на кортиках, выпускаемых в 1958 году. Номера кортиков ВВС, выпущенных в 1949 году, состояли из латинской литеры N и номера, состоявшего из двух, трех или четырех цифр, нуля перед цифрами не было. Не было  кортиков с номером из первого десятка, на сегодняшний день не обнаружено. Ходят слухи о котиках ВВС сорок девятого года с морским типом нумерации, но без вопросных кортиков с подтвержденных профенансом пока нет

Нумерация кортика ВВС 50 года на сегодняшний день известно трех типов. Первый тип продолжающий нумерацию кортик у ВВС 1949 года N и цифры. Второй тип аналогичной морской нумерации N О и 4 цифры. Третий тип нумерация видит N с буквенным индексом и порядкового номера через тире.

В 51-53 годах кортики ввс нумеруются специфическим номером в виде буквы кириллицы тире латинская N, 3 цифры. Номера обновляются ежегодно.

В пятьдесят четвертом году нумерация кортиков сначала носит формат характерный для 51-53 годов, но затем изменяется на морской тип литер A и пять цифр. С этого времени невозможно по типу номер отличить клинок кортика ВВС от морского кортика. В 55-м году также сохраняется морской тип нумерации кортиков

На кортиках ВВС 1956 выпуска формат номера выглядит так латинская литер A н буква кириллицы, четыре цифры, буква кириллицы

В начале 1957 формат номера состоит из двух строк. Первой строкой идет собственно номер состоящий из буквы кириллицы и 5 цифр, во второй строчке проставлен года выпуска кортика в двухзначном формате.

В 1957 на кортиках без покрытия и кортиках с лаковым покрытием пятьдесят седьмого года выпуска номер кортика состоит из буквы кириллицы и 5 цифр. Тот же самый формат номера сохраняется в 1958 году.

Авиационный офицерский кортик является наименее распространенным из семейства советских кнопочных кортиков, созданных на базе военно-морского кортика образца 1940 года и представляет собой большую коллекционную ценность, нежели чем военно-морской и общевойсковой. По данным Ю.П. Окунцова, всего на Златоустовском инструментальном комбинате было произведено: в 1950 году – 2950 кортиков, в 1951 году – 5755 (из плана в 11000).

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.